ВТОРАЯ КВАДРА

Кинето-лингвик (Гамлет, ENFJ).

*

Кинето-лингвик-неутомимый исследователь духовной жизни людей. Человеческие эмоции, их причины, хитросплетения и взаимоисключаемость мотивировок, определяющих поступки, ему близки и понятны. Пожалуй, никакой другой тип не чувствует так остро противоречивости духовной жизни человека, не видит так резко его проблем. Видение кинето-лингвиком эмоционального мира других целостно. Он всегда немного философ (даже если этот КЛ-пожилая домохозяйка). Вовсе не обязательно каждое его "быть или не быть" приводит к появлению таких произведений, как пьесы Шекспира. Любому кинето-лингвику свойственно "нервное", чуткое до болезненности восприятие, хорошей иллюстрацией силы которого может служить фильм по сценарию В. Рыбакова (КЛ по типу) "Письма мертвого человека".

Понятно, что подобное восприятие требует выхода и находит его: в богатых и красивых фантазиях, в рассказах (кинето-лингвики - великие мастера на захватывающие истории), стихах, музыке - от игры на гитаре до органных фуг - во всем этом они нередко бывают профессионалами.

Второе направление деятельности этого типа-режиссура эмоциональной жизни общества, направление его настроения и движения. В умении организовывать зрелищные мероприятия, делать рекламу, овладевать вниманием людей с кинето-лингвиком могут сравниться разве что другие субъективики-соматики. Во всяком случае, КЛ занимается всем этим в кругу, к которому принадлежит. В нем он организатор духовной жизни, воспитатель красивых эмоций и борец с дурными и пустыми переживаниями.

Зачастую на плечи кинето-лингвика ложится и планирование. Он сам использует свое время полно, много успевает и помогает в этом другим. Ему приятна их благодарность и восхищение его скоростью, умением делать времяпровождение интересным. Манипулирование временем-основное средство, которое используется кинето-лингвиком для регулирования "эмоциональных потоков" в обществе. Своевременность эмоциональной поддержки-то, в чем он обычно достигает совершенства.

Но если управление эмоциями не составляет труда, происходит естественно и сознательно (если нужно, кинето-лингвик может вдохновить и целый зал), то распределение времени требует некоторых усилий. Поэтому КЛ легко берет на себя ответственность за настроение других, но занимается временем других, лишь если на то есть необходимость, если позволяют обстоятельства и если его усилия в этом направлении по достоинству оцениваются.

**

Внешние объективные процессы, цепи фактов, последовательность процессов понятны кинето-лингвику гораздо менее, чем внутренние, эмоциональные процессы. Логика действий людей (не мотивировка, а именно логика) ему интересна, но часто не вполне ясна. Чем больше фактические знания и рабочие навыки, тем больше уверенность КЛ в себе и социальная ценность его личности. Но умения концентрировать на этих вопросах внимание, быть последовательным в получении образования достает не всегда. То, что объективно происходит в мире, мало увидеть, хочется это еще с кем-то обсудить.

Необходимо внимательное отношение других к работе кинето-лингвика. Впрочем, поскольку на сочувствие в таких ситуациях ему часто не приходится рассчитывать, он обыкновенно в работе замыкается на себя, стремится ничего не делать на людях и особенно не делать ничего такого, что может быть оценено с точки зрения эстетичности движений и рациональности действий. Счастье кинето-лингвика (не так уж трудно достижимое на самом деле)-дружба с человеком, с которым можно теоретически обсуждать вопросы работы, здоровья, эстетики, быта-в общем, всего, в чем нужна практичность.

Вопросы самочувствия, ощущений, лечения, кулинарии являются для кинето-лингвика сокровенными и тонкими. Если в большинстве случаев представителям этого типа не хочется работать на людях (впрочем, если умеют делать что-то хорошо, то могут и похвастаться), то готовить или лечиться на глазах у посторонних нежелательно вдвойне. Во всем, что касается этих вопросов, КЛ совсем бы не помешала тактичная помощь делом или советом, но очень неприятна критика за мнительность, недостаточную опрятность или отсутствие кулинарных способностей. Зато при наличии такой безоценочной и ненавязчивой помощи проблем со здоровьем и со всем, что с ним связано, не бывает. Во всех этих вопросах КЛ - благодарный ученик.

***

КЛ разбирается в объективных отношениях весьма своеобразно: он не столько "видит" их, сколько "чувствует". Уважение к другим людям не всегда устойчиво. Он уважает права только тех людей, которые этого требуют.

Кинето-лингвик приспосабливается к порядкам того общества, в котором живет, к его законам. Он почти всегда критик общественных настроений, но порицать общественный строй начинает только тогда, когда тот разрушает целостность духовной жизни людей, не дает их эмоциям быть благородными. На грязных чувствах светлого будущего не построить, считает КЛ, и умеет обосновать это многочисленными примерами.

Кстати, следует отметить следующее: связь между различными аспектами люди замечают неодинаково. КЛ особенно понятна связь эмоциональной жизни и истории, он видит и настроение, и перспективы, а также, что естественно, перспективы настроений. Перспективы поступков знает хуже: на это есть другие типы (Полноценное функционирование общества возможно только тогда, когда в нем все типы личности могут свободно осуществлять свою деятельность. Чем плоха любая диктатура, так это выделением только одной из шестнадцати точек зрения, что неминуемо приводит к краху. Причем общество болеет теми болезнями, которые свойственны типу диктатора, и ошибки, которые он делает по слабым функциям, становятся законом для общества.).

В своих взаимоотношениях с внешностью, формой, ценностью объектов кинето-лингвик довольно неровен. Его знания, умения, вкус полностью зависят от внешних условий, в которых он живет и в которых воспитывался. Диапазон самый широкий, но по-настоящему счастливым КЛ становится лишь тогда, когда у него нет проблем с деньгами, наличием необходимых вещей, качеством одежды, возможностью сделать хорошую прическу. Пожалуй, при ухудшении ситуации умение прилично выглядеть отказывает первым. Но из-за бытовых мелочей КЛ унывает редко: слишком много глобальных проблем ему известно.

* * * *

Этика кинето-лингвика такова, что он, как правило, поддерживает те отношения с окружающими, которых от него ждут. И это несмотря на полную свободу в проявлении эмоций. Общаясь с кем-то, может забыть о том, каковы его инстинные отношения с этим человеком, обращая гораздо больше внимания на его настроение. Чужие чувства кинето-лингвик очень уважает и иногда даже поступается своими, стремясь до последней возможности "не обидеть". Но если человек в отношениях навязчив, КЛ может довольно явственно дать понять, что тот слишком многого хочет.

Собственные способности в большинстве случаев не вызывают у кинето-лингвика, особенно юного, никаких сомнений, даже если поводов для сомнений предостаточно. Конечно, он может все понять, во всем разобраться и дальновидно действовать в любой ситуации. Трудно представить себе положение, когда ему не хватит воспитания и хороших манер. Все, что кинето-лингвик узнает о культуре, характерах, способностях других людей, путях выхода из сложных ситуаций, он запоминает хорошо и надолго.

Однако КЛ редко вслух оценивает людей по этим качествам. Чужая невоспитанность и бездарность его очень раздражают, он может даже начать терять уважение к человеку. Но обычная вежливость не позволяет ему высказываться по этому поводу, и он стремится по возможности таких ситуаций не допускать. Например, если это преподаватель, он умеет совершенно ясно объяснить самые сложные вещи и тщательно следит за тем, чтобы его ученики все поняли.

Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: аудиал-продактик, аудиал-сциентик, ауди-ал-трейдик, визуал-продактик, тактил-продактик.

Рекомендуемые сферы деятельности: гуманитарно-теоретическая, культура, гуманитарное образование, реклама, телевидение, кино, театр, музыка, литература, психотерапия, журналистика.

Аудиал-продактик (Максим, ISTJ).

*

Аушра Аугустинавичюте считает, что лучше всего аудиал-продактик описан в книге Горького <Жизнь Клима Самгина> (Как правило, писателю лучше всего удаются портреты персонажей, принадлежащих к тому же типу, что и он сам, то есть, в данном случае, АП.). Следует только учесть, что в этом романе описан представитель типа, выросший и живущий в неблагоприятных условиях. Поэтому нельзя переносить все его качества на всех аудиал-продактиков. То же самое касается любого литературного произведения или биографии. Тип-это еще не личность, это лишь информационная про4)ессия, определенная структура психики. Чем она конкретно наполнена, насколько человек умен, как воспитан, где и как он живет, соционика не учитывает и не может этого делать, иначе ей придется стать не столько наукой, сколько жанром литературы. И все же тину свойственно определенное мировоззрение, строй мысли, а часто даже бытовые привычки, хотя последние-гораздо меньше.

Деловые взаимоотношения в коллективе АП знает прекрасно. Он способен иногда довольно жестко заставлять других выполнять свои должностные инструкции. Работая у непрактичного, мягкотелого, недостаточно умного начальника, может оказаться в двусмысленной ситуации: с одной стороны, он обязан выполнять приказы начальника, а с другой-не может делать глупостей, особенно если это невыгодно. В подобной ситуации он просто снимает с себя всякую ответственность и выполняет тот минимум поручений, который позволяет ему не вступать в открытую схватку с начальством.

Когда дело доходит до мира объективного, становится понятно, что АП почти не интересуют сами объекты: гораздо важнее соотношения между ними, расстояния, взаимное расположение (главная часть города-не дома, а улицы). Аудиал-прода-ктик, едущий на автобусе по городу, может не обратить внимания на какие-то качественные характеристики мелькающих мимо зданий-старое, новое, удобно в нем жить, неудобно-но, если скорость машины позволит, почти наверняка заметит какие-то основные пропорции: ширину улиц, их направление, относительные размеры окон и т. д.

Цель аудиал-продактика-искать достойные логические системы, доводить их до блеска. Не стоит только говорить ему, что идеальной системы не существует: для него ее существование настолько очевидно, что он, в лучшем случае, отреагирует снисходительной усмешкой.

Систем вокруг множество-прекрасных, плохих, отвратительных! Например, государство. Безусловно, можно считать, что государство-это территория, язык и так далее. Но с точки зрения аудиал-продактика, это определение почти ничего не выражает. Система в первую очередь! Система правовых, финансовых, производственных отношений-это уже вполне весомо. Нет, он не будет настаивать на том, что государство вовсе не есть совокупность каких-то традиций, языка, культуры, истории-ему такой подход может показаться весьма интересным, но привычнее (и гораздо естественнее) все же система. АП чтит законы, но не слепо, стараясь их усовершенствовать, создать наиболее устойчивую и неизменную правовую систему. Причем ему хочется, чтобы она максимально способствовала процветанию, и духовному развитию людей.

Систему можно менять разными способами. Любимое развлечение аудиал-продактика-манипулирование объектами. Когда он не согласен с законами того общества, в котором живет, когда он на общество обижен, ничего хорошо из этого получиться не может. Уж слишком хорошо он умеет перераспределять материальные блага. Не будем уточнять законность этих способов... От такого поворота общество застраховано, если у аудиал-продактика есть шанс обзавестись пусть маленьким, но собственным <хозяйством>. Работать же, не получая соответствующей оплаты, человек этого типа не хочет и не станет.

АП всегда конкретен, работать <на завтра> не умеет. Его мощный интеллект занят решением насущных проблем, а не абстрактным теоретизированием. Аудиал-продактик считает, что материальный успех и высокий общественный уровень гарантированы только тому, кто разобрался в устройстве общества. Материальное богатство, таким образом, есть прямой показатель ума человека.

Люди этого типа очень не любят фамильярности, особенно с подчиненными или людьми, стоящими на служебной лестнице ниже их. Отрицательно реагируют на фамильярность даже со стороны своих детей, тем более-при свидетелях. АП трудно воздействовать на чувства людей, но регулировать дистанцию он умеет превосходно.

Стремление организовать объекты в какую-то систему особенно ярко проявляется в доме. Все дела и вещи в порядке, мебель расставлена логично, книги в библиотеке разобраны по темам и по алфавиту, документы-в специальном ящике стола. И не дай Бог кому-нибудь без разрешения дотронуться до его вещей! АП это заметит и резко на покушение отреагирует. В своем умении раскладывать все по полочкам он уверен, поэтому иногда позволяет себе давать советы другим, как им лучше распорядиться с деньгами, машиной и т. п. Ему бывает очень приятно, если совет оказывается полезным. Аудиал-продактику нравится дарить полезные вещи (бесполезных не дарит) как знак уважения. <Он при всех случаях жизни предлагает объект: получу, достану, подарю, заплачу.> (А. Аугустинавичюге).

Финансовые проблемы аудиал-продактика беспокоят редко. Это не повод для расстройства, считает он: всегда существует, существовала и будет существовать масса способов подняться. При желании можно найти, заработать, сколотить нужную сумму.

АП-большой эстет, может обращать внимание окружающих на различные симпатичные, с его точки зрения, предметы, вещи, но комментирует не только их достоинства, но и недостатки. Умеет и любит украшать и гордится этим своим умением. Больше всего нравится антиквариат: так красиво и так давно сделано, это ли не символ прочности мира?! Аудиал-продактик способен совершенно искренне и вдохновенно восхищаться симпатичными домами, двориками, облаками, звездами-вокруг так много красивого!

Аудиал-продактик-великий коллекционер. Неважно что коллекционировать-марки, бабочек, старинные ложки. С удовольствием демонстрирует свое собрание-его красоту, величину, ценность. Считается, что аудиал-продактик не будет всерьез собирать спичечные этикетки-ничего не стоящий мусор; но в жизни случается все, известен один случай, когда аудиал-продактик коллекционировал именно спичечные этикетки.

* *

Чувства аудиал-продактика довольно резкие, почти <черно-белые>. Если личные отношения чересчур осложнились, он может совершенно потеряться. АП смел и решителен в мире логики, но не в субъективных отношениях. Он очень чуток к человеческим чувствам, но управлять ими не хватает умения, да он к этому и не стремится. Он может научиться грамотно их описывать (возьмите того же М. Горького), но научиться регулировать отношения ему сложнее, обычно проще удалиться на безопасное расстояние. Он ревниво охраняет свой внутренний мир и не спешит проявлять чувства, пусть самые сильные и красивые.

Аудиал-продактик не слишком любит демонстрировать свои внутренние качества: культуру, воспитанность, способности. С одной стороны, он стремится максимально развивать их, а с другой-ему кажется нескромным ими козырять и хвастать. Поэтому если окружающие не умеют ненавязчиво и тактично помогать развивать и реализовывать его таланты, он будет чувствовать неудовлетворенность собой и своим окружением.

В <Соционической характеристике логико-сенсорного интроверта> А. Аугустинавичюте приводит стихи, автор которых принадлежит к этому типу личности. Они хорошо иллюстрируют его отношение к своим личным чувствам:

Скажи мне, как любить Тебя? О! Если б я не знал так много, Меня б вела одна дорога. Теперь же сто путей клубят. Скажи мне, как любить Тебя?

Вот еще из этой работы создательницы соционики: <Менять установившиеся личные отношения трудно, а подчас и вообще невозможно>. Это тот норматив, которого аудиал-продактик придерживается.

В общем, личные чувства-это то, что аудиал-продактик постоянно (с переменным успехом) изучает, и о результатах своих изысков информирует близких. Он рад тому, что умеет поддерживать с людьми хорошие отношения. В иной компании он-душа общества. Веселый и ни в коем случае не унывающий.

Проблем с личными чувствами у человека такого типа тем меньше, чем лучше его в <детстве-отрочестве-юности> учили общаться и чем лучше окружающие к нему относятся. А хорошие (с точки зрения аудиал-продактика) отношения - это когда учитывают твои эмоции, настроение, переживания, берегут твое время и помогают делать времянровождение как можно более полезным.

* * *

Собственные, личные переживания аудиал-продактика- это не то, на что он постоянно обращает внимание. С одной стороны, он постоянно забывает о своем настроении, а с другой-хочет, чтобы эмоции были предельно насыщенными. Чем сильнее эмоции, тем легче и приятнее жить; появляются какие-то перспективы, какое-то будущее. Людей, умеющих наполнить время и пространство сильными эмоциями, АП уважает.

Причем эмоции окружающих совершенно не обязаны быть положительными, сильные отрицательные эмоции-тоже вещь стоящая. Аудиал-продактик любит как комедии, так и трагедии. Хороший оратор способен просто очаровать его, заворожить. Чтобы поддерживать свое настроение на должном уровне, аудиал-продактик регулярно посещает кино (часто обожает фильмы ужасов), театр, читает запоем приключенческую литературу, слушает музыку.

Аудиал-продактику нередко свойственно умение делать несколько дел разом. Нет ничего странного, если хозяйка такого типа одновременно готовит обед, читает детектив, слушает концерт по радио.

Чем больше эмоций, тем более наполненной воспринимается жизнь и тем больше АП успевает. А умение не терять время, проводить его интересно, работать быстро-это то, что он ценит и чего пытается добиться несмотря на возникающие проблемы. Обычно АП крайне неприятно, когда кругом слоняются какие-то полусонные люди-нужно их как-то нагрузить, растормошить.

Если это начальник, то он требует от подчиненных, чтобы те отрабатывали рабочее время до минуты, а если понадобится, то и сверхурочно.

Окружающие просто обязаны заботиться о настроении аудиал-продактика, помогать рациональнее использовать время, рассказывать ему о перспективах и видах на будущее.

Работать АП умеет, а много работает или мало-об этом как-то не задумывается. Занимаясь своим делом (или чужим, но интересным), он способен быть активным даже чересчур, демонстрируя при этом феноменальную выносливость и неутомимость. Знает, как нужно работать, чтобы и сделать все, и как можно меньше энергии на это потратить. Сил и здоровья на работу ему хватает почти всегда-он рационален и практичен изначально, <от природы>.

Умеет делать работу комфортной и полезной, но тут его иногда подводит отношение к своему физическому состоянию. Он обыкновенно здоров, силен, закален и вынослив настолько, что часто даже не представляет, как это-не быть здоровым. Естественно, что идея, исповедуемая некоторыми из аудиал-про-дактиков, <никаких поблажек, никакой пощады, люди не болеют!> ни к чему хорошему не приводит. Поэтому когда он сам заболевает, ему хочется сбежать куда-нибудь <от стыда подальше> и лечиться там, где его никто не увидит и не догадается, какой гадостью ему приходится заниматься.

Не лучше обстоят дела, когда кто-то заболел по вине АП-тогда он совершенно теряется, настроение портится и возникает желание немедленно исправить положение. Раз оказавшись в такой неприятной ситуации, аудиал-продактик старается никогда больше не допускать ее повторения.

Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: кинето-лингвик, кинето-трейдик, кинето-сциентик, тактил-лингвик и визуал-лингвик.

Рекомендуемые сферы деятельности: материальное производство, юриспруденция, правоохранительные органы, армия, экономические специальности, банковское дело, работа в художественных музеях и реставрация памятников истории и архитектуры. дизайн (в том числе художник-модельер).

Тактил-лингвик (Есенин, INFP).

*

Для тактил-лингвика важны не столько внешние проявления эмоций, сколько их глубокие причины, кроющиеся в характере человека, истории его духовной жизни, этической ситуации. Можно сказать, что его интересует целостная картина эмоциональной жизни людей и ее будущее развитие.

В проявлении своих эмоций ТЛ несколько <аристократичен>. Он улыбается тогда, когда считает нужным, когда к этому обязывают ситуация и принятая им для себя система этики. В проявлении своего настроения, силе и глубине воздействия на других людей тактил-лингвик стремится к совершенству и умеет стать любимцем публики, не отказывающим окружающим в эмоциональной помощи и поддержке. Критику за неуместность эмоций заслуживает редко, но если такое случилось, ему становится очень неприятно.

Гораздо более спокойно воспринимаются им замечания по поводу времяпровождения. Создательница соционики как-то заметила, что человек такого типа обращается со временем <как с большим и сладким пирогом>. Сравнение хорошее. ТЛ действительно обращается со временем свободно, с легкостью и удовольствием делая его интересным и приятным. Представители этого типа обычно даже не предполагают, что времени может не хватать.

В отличие от тактил-сциентика, тактил-лингвик информирован не столько о логике происходящего, сколько о его эмоциональной обусловленности. Взгляд такого человека устремлен в будущее, и он великолепно предчувствует те изменения, которые произойдут в морали и настроениях общества и отдельных людей. Особенно хорошо и верно он предчувствует положительные изменения. Если гактил-сциентик в своем кругу выступает в роли <мрачного прорицателя>, озабоченного тем, как предотвратить грозящие неприятности, при этом будучи не совсем уверенным в том, что это возможно, то ТЛ-это <пророк оптимистичный>, видящий будущее светлым и показывающий, как к этому светлому стремиться. Деятельность обоих типов одинаково необходима для общества: ведь умение избегать опасности не менее полезно, чем умение достигать хорошего.

Тактил-лингвик знает, для чего и когда пришло время. Но тактил-сциентик предпочитает убеждать, а тактил-лингвик-уговаривать. Социальная роль тактил-сциентика-в регулировании объективной истории человечества, а тактил-лингвика-субъективной. Как пример можно привести поэтов Максимилиана Волошина (ТС) и барда Александра Дольского (ТЛ).

* *

Читать как беллетристику книги по медицине и кулинарии могут только два типа: тактил-лингвик и тактил-сциентик. Женщины-тактил-лингвики способны изучать журналы мод с огромным вниманием, как детективный роман, но при этом совершенно ничего не примеряя на себя-<платонически>.

Чтобы решать вопросы ощущений, самочувствия, быта. здоровья, ТЛ необходима возможность обсуждать их с другими, читать литературу соответствующего содержания, а время от времени пользоваться и прямой поддержкой. По этим вопросам тактил-лингвик не будет спорить с другими: ему трудно быть уверенным, но сама возможность порассуждать на эту тему весьма важна. Достижения в этих областях довольно хрупкие, и поэтому он не любит тех, кто портит окружающий быт и комфорт: ему очень трудно их восстанавливать.

Чем богаче жизнь этого типа ощущениями, тем выше двигательная активность. Но в проявлении своей активности он очень осторожен. ТЛ может мечтать о том, как он будет много работать и много знать, но за практическую реализацию своих мечтаний берется крайне редко. Критику за ошибки в работе, за нерациональность и неэстетичность движений воспринимает болезненно, и это часто приводит его к бездеятельности. Впрочем. критика за ничегонеделание тоже малоприятна. Но выделиться неожиданной деловой активностью тактил-лингвику совершенно невозможно. Только если окружающие ждут-не дождутся, когда он возьмется за работу, и заранее известно, что ему за это только спасибо скажут, ТЛ постарается действовать максимально эффективно. Кстати, поэтому ему неприятно оказываться в ситуации. когда люди ожидают от него разной работы в одно и то же время.

* * *

Для тактил-лингвика характерно сч ремление оградить свои вещи от других людей. Обязательно должны быть свои ложка, чашка, полотенце и т. п. Есть стремление и к физической неприкосновенности, независимости. Поэтому он, например, очень не любит, когда к нему прикасаются посторонние. То же проявляется и в желании выдержать некоторую дистанцию между собой и другими людьми. ТЛ стремится быть все время хорошо и прилично одетым, даже если это студент, едущий <на картошку>. Впрочем, это стремление далеко не всегда реализуется. К тому же причесанный и в отглаженном с утра костюме тактил-лингвик может к полудню оказаться растрепанным и помятым и сам этого не заметит. Точно так же плохо он видит внешнее состояние других.

ТЛ важно осознавать, что его внешние данные интересны окружающим, то есть не обойдены вниманием его красота, одежда, сила и энергия. Если ситуация в этом смысле далека от желаемой, тактил-лингвик может стать неряшливым, расхлябанным, апатичным или наоборот-излишне напряженным. Самостоятельно (без помощи со стороны других людей) слишком тяжело поддерживать на высоком уровне свои внешние качества. Поскольку в каком-то количестве эта помощь, корректировка присутствует почти постоянно, тактил-лингвик обычно умеет себя обеспечить в смысле формы и качества имеющихся у него вещей или, по крайней мере, легко учится этому.

Разбираться в том, какие объективные отношения существуют в окружающем мире, тактил-лингвику, как правило, совсем не хочется, а если приходится, то делает он это с большим трудом. А. Аугустинавичюте приводит типичное для этого типа высказывание: <Если хотя бы раз кто-нибудь расположил в моей квартире все по местам, тогда бы я уже знал, где чему место>.

Еще меньше, чем разбираться в объективных отношениях, тактил-лингвик любит их регулировать. Ему больше нравится, когда кто-то делает это за него. Автор соционики писала по этому поводу: <Правила, законы и инструкции, которых в своей практике отношений с объектами и субъектами придерживается этот человек, напоминают берега речки, в которых она смирно течет>.

ТЛ очень нуждается в уважении других людей, стремится к нему и добивается его. Происходит это иногда несознательно, но в кругу людей, среди которых он не пользуется должным авторитетом, он чувствует себя плохо.

* * * *

То хорошее, что есть в его характере, культуре и воспитании, ТЛ совершенно не стремится ни скрывать, ни навязчиво демонстрировать. Проявление этих качеств согласуется с требованиями общества, принятыми в нем стандартами, но в русле этих требований тактил-лингвик, как правило, достигает максимального результата. Воспитание и способности других людей его обычно мало интересуют и не являются критериями оценки. Его, пожалуй, чаще <тянет> к необычным людям. Вероятно, это объясняется даже не столько неординарностью их характера, сколько стремлением продемонстрировать свое умение налаживать личные отношения. Общаться и быть приятным этот тип действительно умеет, и не без оснований считает, что может при желании поддерживать на должном уровне отношения с любым человеком. Этим своим замечательным умением постоянно пользуется и гордится им.

Наблюдать конфликт между людьми (особенно между близкими) тактил-лингвику неприятно. Если предотвратить подобную ситуацию не удалось, ТЛ начинает себя чувствовать слабым и беспомощным. Поэтому старается гасить ссору в зародыше и поддерживать вокруг себя этику отношений на максимально возможном уровне, что ему обыкновенно и удается.

Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: визуал-продактик, визуал-трейдик, визуал-сциентик, аудиал-продактик и кинето-продактик.

Рекомендуемые сферы деятельности: гуманитарно-теоретическая, культурно-просветительская, литература и гуманитарное образование, театр.

Визуал-продактик (Жуков, ESTP).

*

Наиболее сильная сторона личности визуал-продактика- умение объективно оценивать материальные качества вещей. Хороню развита память на форму, цвет, цену, количество и аналогичные параметры. ВП спокойно и уверенно добывает и распоряжается такого сорта информацией. Очень критичен к качеству предметов, с которыми сталкивается. Не склонен ни приукрашивать недостатки вещи, ни приуменьшать ее достоинства. Недостатки видит особенно отчетливо, старается их не допускать или, если это не получилось, ликвидировать. Еще К. Г. Юнг отмечал, что нет типа, равного этому по практичности. Развитый эстетический вкус, наблюдательность, позволяющая подмечать не только изящество, но и дефекты формы, аналитическое мышление, умение оценить степень выгодности любого мероприятия делают этот тип прирожденным бизнесменом. Есть подозрение, что деньги как мера ценности вещей и вложенного в них труда были изобретены именно визуал-продактиками.

Внутренняя цель визуал-продактика, которой он ни при каких условиях не станет изменять,-максимальная реализация своих конкретных качеств и возможностей, создание идеально качественных и умно используемых объектов. В роли руководителя и организатора производства ВП не станет терпеть халтуры-наоборот, будет всячески (даже жестко) с нею бороться.

Человек такого типа почти не делает, и уж во всяком случае, никогда не повторяет ошибок в оценке вещи и ее стоимости, органически неспособен переплачивать. Обычно делает только практичные и выгодные приобретения. Ему вполне можно доверить и производство, и куплю-продажу материальных ценностей.

Психологически эти качества проявляются в уверенности в своих силах, умении быстро мобилизовываться, энергичности, силе воли, трезвой оценке своих возможностей.

Для ВП характерно желание видеть сильными, энергичными и мобилизованными также и других людей (близких, коллег, подчиненных). Способен, если требуется, растормошить самого вялого человека. Визуал-продактик сознательно стремится к общению и сотрудничеству с людьми, которые увеличивают его практический опыт, и вообще с теми, с кем сотрудничать выгодно. Хорошо умеет оценивать квалификацию специалистов. Видит действительные возможности человека почти вне зависимости от того, что сам этот человек по их поводу думает и говорит.

ВП-объективик, он не может и не хочет быть заложником переменчивых людских желаний и симпатий. По натуре он скорее предприниматель, производственник; вряд ли он будет заниматься брокерством и вообще посредничеством, разве что для того, чтобы скопить первоначальный капитал. Для него очень важны имя, солидность, авторитет. Независимо от того, в какой сфере ВП работает, он будет стремиться к созданию максимально сильного, способного к конкуренции предприятия.

Логику визуал-продактика нетрудно отличить от любой другой. Люди этого типа обыкновенно считают, что доказать можно все, что угодно. Важна убедительность и конкретная цель доказательства, поэтому обвинять визуал-продактика в спекулятивности его доводов бесполезно. Не случайно среди ВП (вообще любящих поговорить) нередко встречаются красноречивые ораторы.

Отношения визуал-продактик строго делит на официальные и личные. Иерархию четко осознает, но относится к ней творчески: легко переставляет подчиненных, возвышая одних и понижая других. Обычно во время деловой беседы немного суховат, подтянут, умеет выдержать нужную дистанцию между собой и собеседником. Но в отличие от аудиал-продактика, для которого знание собственного места в системе является определяющим фактором, для визуал-продактика главное-это чувство собственного достоинства, осознание собственной силы, и уже из этого делается вывод о том, кто на какой ступеньке стоит и должен стоять.

При общении с подчиненными-в эту категорию, как правило, попадают и члены семьи-визуал-продактик склонен проявлять волю, а иногда и жесткость. Но уверенность в себе, свойственная этому типу, в большинстве случаев приводит к тому, что ему никто и не думает сопротивляться.

Если ситуация требует решительных действий, визуал-продактик действует активно и быстро, сметая на своем пути все, мешающее продвижению вперед. Как никто другой, ВП способен ценить силу: и тела, и духа. Более того, слабого он уважать просто не способен (внутренне), хотя внешне умеет держаться со всеми уважительно.

* *

ВП лучше разбирается в конкретных качествах, чем в потенциальных возможностях. Квалификация, с его точки зрения, и более проверяема, и более важна, чем способности и характеры людей. В ней можно быть уверенным настолько же, насколько в качестве товара. Но вот каковы перспективы дела, какие зерна будущего в нем зреют, визуал-продактику не всегда легко оценить. Возможности перспективного развития, закладываемые им в свой бизнес, заметно уступают его сиюминутной выгодности и крепкости. Немногие визуал-продактики, к сожалению, знают, что если пользоваться помощью людей с футурологическим складом интеллекта, необходимость упрощать ситуацию до примитивности отпадает.

В одном, однако, визуал-продактик превосходно видит перспективу-в возможности улучшения качества вещей за счет понимания их объективной структуры. Например, понимая, как устроена вещь, визуал-продактик лучше других видит, как сделать ее максимально качественной. Хотя способностей хозяйственника у ВП гораздо больше, чем способностей инженера, но и последние используются на пользу делу. Он способен глубоко разбираться в научно-технической стороне производства, в котором участвует.

У людей такого типа есть некоторые проблемы с пониманием характеров и субъективных желаний людей. Поэтому они несколько "подозрительны" по отношению к новым знакомым, хотя и стараются этого не показывать. Общение визуал-продак-тик развивает очень постепенно, и то если человек ему интересен; чаще же просто предпочитает сохранять дистанцию. Чем больше ВП знает о характерах людей, тем легче и приятнее с ним общаться.

Критику за недостаток чуткости визуал-продактик переносит тяжело и стремится ее избежать. Чрезмерное стремление быть хорошим и относительно большое число промахов, которые он совершает в общении, иногда приводят его к мысли, что любовь-мало кому доступная роскошь.

Нередки у ВП трудности в поддержании личных отношений с другими людьми. Вообще же, визуал-продактики обычно считают, что хорошее отношение к человеку-это уважение и внимание к удовлетворению его материальных запросов. Такая позиция может, например, проявляться так. Визуал-продактик насильно заставляет человека, которому симпатизирует, действовать к его же личной выгоде, если тот по непонятным причинам сам этого не делает. Хорошие отношения с ВП сохраняют люди, с юмором относящиеся к его грубоватой манере общения.

ВП обыкновенно затруднительно предсказывать дальние последствия своих действий. Связано это с недостаточными способностями к динамическому моделированию и организации информационной структуры процессов. Недостаточно свободно распоряжается временем. Может упускать из виду негативные и, в еще большей степени, позитивные тенденции развития социальных и экономических процессов.

Психологически это проявляется как резкое ощущение недостатка времени, медленно-скучное или напротив, чрезмерно динамичное течение окружающей жизни, беспокойство и неуверенность в будущем.

Критерий такого состояния-серьезное, отрешенное, вдумчивое выражение лица, частое поглядывание на часы, ссылки на какие-нибудь срочные дела. Внутреннее состояние развала жизненного ритма для визуал-продактика гораздо тяжелее, чем это обычно заметно окружающим. ВП претит все, что может быть принято как переваливание им своих проблем на других. Он очень не любит жаловаться, даже когда к тому есть вполне достаточные основания. Чтобы не провоцировать подобных состояний, окружающие и особенно те, от кого визуал-продактик зависит по службе, должны достаточно уважительно и внимательно относиться ко времени ВП, не заставлять его долго ждать, делать бессмысленные с точки зрения перспективности дела; также (и в еще большей степени) нельзя настраивать его на бесперспективное.

Визуал-продактик нечасто полностью контролирует свои эмоции, в частности, свои субъективные реакции на изменения самочувствия. Заболев, почти совсем теряет эту возможность. Старается отлежаться вдали от людей и даже не сообщать им, если возможно, о своем плохом состоянии. Поэтому окружающим могут быть непонятны возникающие в такой ситуации мрачноватость и раздражительность визуал-продактика. Требуется определенный такт, чтобы понять истинные их причины. Самому ВП можно посоветовать не упускать свое самочувствие надолго из виду. Это упростит решение некоторых эмоциональных проблем.

Настроение такого человека легко сбить и испортить. Он далеко не всегда даже сам понимает, каковы причины тех или иных его эмоциональных состояний. Тем более это относится к настроению окружающих людей. Направлять его в нужную сторону ВП умеет плохо. Ему гораздо легче убеждать людей, чем уговаривать и воодушевлять. Он не режиссер и не актер.

Нередко визуал-продактик невольно расстраивает или сердит других людей, хотя это ему очень неприятно. С приобретением опыта вероятность возникновения таких ситуаций уменьшается.

Самому визуал-продактику и окружающим его людям стоит спокойно относиться к некоторой негибкости его эмоциональных реакций. Серьезным звоночком о неблагоприятности внутренней ситуации и переутомлении могут служить посещающие иногда ВП состояния "неверия в светлое будущее". В такие моменты хорошо бы отдохнуть и пообщаться с близкими друзьями.

Планирование-вопрос весьма сложный. Но визуал-продактик почти уверен, что если он будет работать быстро, четко и точно, то успеет сделать все, что нужно.

О своем здоровье визуал-продактик задумывается редко. По его словам, оно просто великолепно, даже если на самом деле все не слишком хорошо. Собственное плохое самочувствие всегда и всюду готов проигнорировать. Но к здоровью других, особенно от него зависящих, относится ответственно и бережно, готов расходовать на это немалые средства. Живя один, способен довольствоваться жесткой постелью, температурой воздуха чуть выше нуля, голыми стенами... Однако он далеко не поборник и не любитель лишений - просто ему достаточно безразличны сенсорные удобства, и ради себя одного он "этой ерундой" заниматься не будет. Способен довольно долго игнорировать голод, холод и т. д., а когда замечает их, не делает из этого проблемы: если есть возможность поесть, погреться-наслаждается всем, а нет-так нет.

Трудиться ВП умеет и любит. Более того, когда труд его нужен и хорошо оплачивается (пусть не деньгами, а хорошими отношениями окружающих, их восхищением и заботой)-это настоящий работник, не способный ни минуты просидеть без дела, разве что ради приятной беседы.

Обычно визуал-продактики обладают прекрасной памятью на факты. Если доказательства и логические ходы человек этого типа готов раз за разом проделывать и переделывать заново, то фактическое обоснование, приводимое им, совершенно четкое и полное. У ВП не менее развита и моторная двигательная память. То, что он научился делать, не перестанет уметь никогда.

При всей нелюбви к пустоголовым бездельникам, визуал-продактик редко критикует других людей за ошибки в работе и уж никогда не издевается над чужой беспомощностью. Он склонен бороться с лентяями другими способами: во-первых, личным примером, а во-вторых-рублем.

Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: тактил-лингвик, тактил-сциентик, тактил-трейдик, кинето-лингвик и аудиал-лингвик.

Рекомендуемые сферы деятельности: юриспруденция, правоохранительные органы, военное дело, политика, финансы и отрасли материального производства.