ТРЕТЬЯ КВАДРА

Аудиал-трейдик (Драйзер, ISFJ).

*

В своих отношениях с людьми аудиал-трейдик-практичный тактик, а не стратег. Его больше интересуют внешние проявления взаимоотношений между людьми и их форма, нежели их внутренние причины, связанные с характером человека. Отношения чувствует великолепно, разбирается в них, знает, кто кого любит или не любит и за что. Воспринимает отношения очень дифференцирование, тонко и точно. Если сталкивается с нехваткой такой информации, умеет быстро и без напряжения ее получить. Однако, сформировав как-то раз мнение о ком-то, редко его меняет. Тем более что это мнение появляется не сразу; требуется долгий анализ, желательно беспристрастный, и только потом ставится точка. Изменить мнение, конечно, можно, но потребность в этом возникает чрезвычайно редко. Ведь такая замена является пусть незначительным, но поводом к тому, чтобы усомниться в компетентности АТ. А если это делать слишком часто, его могут посчитать человеком с переменчивыми чувствами! Этого допустить нельзя, поэтому люди, симпатии и антипатии которых меняются часто и необъяснимо, АТ раздражают.

По личным отношениям между людьми, их чувствам аудиал-трейдик судит о волевых качествах людей. Он знает, какими должны быть эти качества, чтобы, в свою очередь, отношения и чувства стали лучше. <Тот, кто вызывает отрицательные чувства, кажется ему жалким неудачником и негодяем>,-писала об этом типе А. Аугустинавичюте.

Если аудиал-лингвику лучше известно, к чему следует стремиться в этике, то аудиал-трейдик лучше знает, чего в чувствах следует избегать, какие из них мешают реализации способностей человека, развитию его силы и красоты. АТ-специалист по борьбе с дурными и грязными чувствами. Нередко готов бороться с ними до конца всеми средствами, которые позволяют ему обстоятельства. Причем иногда ему приходится бороться не только с чувствами, но и с конкретными людьми и с обществом, если они такие чувства вызывают. На это аудиал-трейдику не жалко ни сил, ни времени, ни, тем более, здоровья-необходимо показать чувства и отношения, которые на самом деле хороши, и нужно быть принципиальным на этом тернистом пути. Нельзя закрывать глаза на действия откровенных негодяев. Если кто-то хоть раз показал себя с нехорошей стороны, нельзя быть добреньким и прощать, пусть сначала докажет, что это была случайность, тогда, быть может, и имеет смысл простить его.

Между тем, аудиал-трейдик не изобретает ничего нового в области общения. <Я знаю от рождения, что этично, а что нет>,-фраза, оброненная одним АТ. Он одним из первых усваивает любое изменение в области морали, но не видит в этом ничего нового, скорее более-менее удачный (а чаще просто никуда не годный) синтез хорошо известного, вполне очевидного. Понятно, что аудиал-трейдик показывает людям мораль общества, в котором они живут, такой, какая она и есть на самом деле, без всяких прикрас. Так поступали великие писатели, принадлежавшие к этому типу: Драйзер, Фицджеральд, Тургенев.

АТ отличаются некоторой резкостью чувств, происходящей из нелюбви ко всему, что излишне усложняет отношения. Не терпят, когда сугубо личного, субъективного характера отношения попадают под влияние внешних <помех>. Скажем, дружили вы с соседом по кабинету, таким же скромным служащим, а он возьми да и стань вашим непосредственным начальником. Хорошо бы, конечно, оставить отношения прежними, но аудиал-трейдик как никто другой хорошо знает, что это невозможно, хотя менять отношения он совсем не стремится; в следующий раз постарается не попасться таким же образом. Кстати, по той же самой причине он не любит брать или давать деньги в долг.

По мнению АТ, успеха в обществе добивается тот, кто разобрался в морали общества и научился ее использовать. При этом ему было бы приятно видеть нравственные устои такими, чтобы талант не умирал с голоду и мог найти достойное место в системе. У этого типа есть определенная склонность к перераспределению общественного продукта в пользу малообеспеченных слоев (Но не безработных: это просто слабые люди, их нужно подталкивать, а не уступать им.). А вот пенсионеры, дети, многодетные матери-они сами не могут, им нужно помогать. Готов бороться с теми людьми, по чьей вине существуют малообеспеченные слои.

На этику общества человек такого типа воздействует, манипулируя вещами, деньгами. Он-виртуозный творец красивого, эстетичного. Если хвалить и ругать его за нравственные принципы бесполезно (в них нет никаких сомнений), то похвала его вкусу, умению создавать прекрасное ему приятна и нужна. Неважно, чем конкретно занимается АТ-подбирает гардероб, шьет, обустраивает квартиру, делает прическу-он всегда стремится к красоте, к эстетизации окружающего его пространства и иногда доходит в этом стремлении до страсти.

Деньги? Не более чем самое простое средство добиться красоты; деньги увеличивают площадь пространства, которое можно сделать лучше. Конечно, аудиал-трейдик будет выглядеть значительно лучше, чем, скажем, визуал-сциентик или тактил-лингвик, имеющий такой же доход. При этом его эстетический вкус может быть весьма нестандартным, а отношение к эстетике-очень творческим. Аудиал-трейдик не стесняется быть оригинальным в одежде, вещах, обстановке. Почти все люди этого типа, особенно женщины, в эстетизации быта стремятся к идеалу. Дом-это как лицо, поэтому АТ не терпит в своем доме чужого вкуса; родственники или соседи, живущие с ним, должны приспосабливаться к его вкусу или делать что-то на самом деле красивое. Все предметы обихода должны быть максимально эстетичны и по отдельности, и все вместе. Не дай Бог, они будут грязными или, что еще хуже, поцарапанными. Замеченный дефект будет немедленно исправлен, а испорченный предмет-заменен.

Нередко аудиал-трейдик, живущий в общежитии или коммуналке, пытается воздействовать на соседей, как бы приглашая их на <соревнование за образцовый быт>. Все вещи, стоящие в местах общего пользования и принадлежащие ему (или ничьи), подвергаются им беспощадной эстетизации. И когда соседи включаются в <соревнование>, с одной стороны, ему хорошо, потому что помещение становится симпатичнее и чище, а с другой-(никак нельзя ударить в грязь лицом) надо быть еще лучше, непременно лучше всех.

АТ, как правило, крайне требователен к внешнему виду своих детей и их воспитанию. Грязный, плохо одетый ребенок- это позор! Это гораздо хуже, чем самому плохо выглядеть. А если ребенок заболел, то это просто ужасно. Аудиал-трейдик этого перенести не может и старается вылечить его немедленно. Нередко зрелый представитель этого типа знает немало способов лечения и грамотно ими пользуется.

Аудиал-трейдик старается не только материально помогать детям, но и развивать их эстетический вкус, учить красиво одеваться и быть практичными. Почти то же самое можно сказать и об отношении ко всем остальным его <подопечным>.

* *

АТ внимательно изучает логику окружающего мира. Ему интересно, что именно считается правильным, а что неправильным. Очень важно, чтобы его поступки были логичными, но логика аудиал-трейдика крайне конкретна. Так, он никогда не купит вещь по дорогой цене, скорее найдет дешевле. Он лучше что-то ушьет, где-то подогнет, чуть подрежет (это он умеет), но дорогого покупать не будет. И не потому что это невыгодно, а потому что это крайне нелогично!

Обыкновенно аудиал-трейдика интересуют правила и законы, по которым живут окружающие люди, общество, государство, но эти знания редко бывают достаточно полными. К тому же, на то, чтобы все узнать и осознать, нужно время (АТ ориентирован скорее на нормы морали, чем на правовые, поэтому изменения морали фиксируются почти моментально, а с правом дела обстоят хуже), так что в последнее время ему бывает трудно уследить за меняющимся законодательством.

Аудиал-трейдику часто бывает стыдно за недостаток воспитания, культуры, способностей или наоборот-за <нескромность> их проявления (главное-<не высовываться>!). Причем болезненность в этом вопросе и непостоянство самооценки почти не зависят от того, как на самом деле обстоят дела. Иногда даже весьма уважаемые в обществе аудиал-трейдики сильно переживают по этому поводу, но обычно этих переживаний не показывают.

АТ избегает оценивать вслух потенциальные возможности людей и делает это только тогда, когда ему начинает казаться, что реализуются они плохо, явно недостаточно. Особенно достается по этому поводу его детям. Талант, способности и их реализация-самое узкое место в воспитании, требуется постоянное подтверждение, постоянный конкретный результат. Именно конкретный, другому аудиал-трейдик не поверит.

* * *

В работе аудиал-трейдик меры не знает совершенно, делает все подряд. Когда устает, не всегда перестает работать. Как работать рационально, что нужно делать, а что нет-вопросы чрезвычайно сложные. Очень приятно, если есть человек, постоянно дающий конкретные указания, умеющий работать на будущее. АТ трудно определить (практически невозможно), все ли он сделал, хорошо ли подготовился к завтрашнему дню, предусмотрел ли все неприятности, ожидающие его в будущем. Без чужой помощи-словом, только словом, пусть объяснят, а сделать аудиал-трейдик может сам, без точных инструкций он суетится, но чем больше спешит, тем меньше успевает. Планомерность (как признак типа) не дает ему, не расправившись с одним делом, заняться чем-то другим. Поэтому он часто вязнет в работе, и чем больше сделано, тем больше нужно сделать еще.

Представление о будущем АТ имеет довольно смутное, и то, как правило, только о своем. Никому, даже самому заклятому врагу, не пожелает жить в этом будущем. Поэтому чтобы аудиал-трейдик не страдал-даже не от усталости, а от беспросветного пессимизма, необходимо, чтобы рядом постоянно находился партнер, хорошо представляющий развитие и перспективы событий и способный внушить уверенность в завтрашнем дне.

Во всем, что касается планирования работы, распределения времени, подготовки к будущему, аудиал-трейдик желает подчиниться другим и совершенно не способен кем-то руководить. Было бы слишком грустно, если бы он постарался сделать все добросовестно и сломался. Но с чужой помощью делать все это легко. И если работа спорится (АТ не нравится работа, которую нельзя сделать за один раз), и он все успевает, это сильно радует.

* * * *

Настроение аудиал-трейдика соответствует настроению окружающих. <Среди веселых он весел, среди злых-зол>,-писала А. Аугустинавичюте. Неопределенные, непонятные, неадекватные реальности эмоции ему не нравятся, демобилизуют его, делают вялым. Потребность подчинять свои эмоции чужим приводит к тому, что он не любит уныния, мрачности; люди, которых нужно постоянно утешать, его раздражают. <Угрюмый человек-почти враг.> (А. Аугустинавичюте).

Свои переживания АТ не склонен кому-либо показывать, считая это признаком слабости. В особенности их нельзя показывать посторонним, поэтому в новой компании аудиал-трейдик может показаться холодным и в этом упорным. Редко проявляет инициативу. Нужно, чтобы общество само обратило на него внимание. Свое истинное настроение обычно демонстрирует только близким. Чем лучше отношение, тем откровеннее эмоции. С врагом скорее будет подчеркнуто вежливым, чем разгневанным.

Аудиал-трейдик-не только великий <украшатель>, но и мастер по созданию уюта. Он совершенно не может видеть грязь в квартире, его бесит грязный стол. Не обязательно любит готовить, но если делает это, то стремится превзойти самого себя. Из АТ получаются очень ответственные, но заметно устающие на работе врачи.

Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: кинето-сциентик, кинето-продактик, кинето-лингвик, визуал-сциентик и тактил-сциентик.

Рекомендуемые сферы деятельности: гуманитарно-социальная, дизайн, искусство (особенно изобразительное и прикладное), арт-бизнес, медицина, социальное обеспечение, дипломатия.

 

Тактил-сциентик (Бальзак, INTP).

*

Весь мир воспринимается тактил-сциентиком через призму понятий времени и динамики. Воображение и предвидение крайне редко его обманывают. Этот тип более других доверяет своей интуиции в общепринятом смысле этого слова. Время он чувствует великолепно и вкладывает в это понятие большой смысл. Внутренним взглядом он охватывает временные интервалы, начинающиеся в глубокой древности и заканчивающиеся в далеком будущем. ТС, пожалуй, самый дальновидный стратег из всех. Только знания, интеллект и влияние слабых функций ограничивают его предвидение и вносят искажения в предсказания.

Из самоописания одного ТС: <Цель тактил-сциентика- влиять на динамику окружающего мира, избавляя ее от недостатков, выявленных при изучении исторического развития. При этом ему от природы свойственно воспринимать мир целостно, системно, в развитии. Воздействие на динамику осуществляется через управление и изменение информационных потоков... Но всякий раз, когда нужно сделать что-то конкретное, тактил-сциентик встречается с определенными трудностями, особенно если это конкретное касается его личных отношений>.

Человек такого типа по натуре философ и теоретик. Привычка мыслить высокими абстракциями приводит иногда к тому, что о самых простых и обыденных вещах он не умеет высказаться, не используя отвлеченных понятий. В приведенной выше цитате, например, молодой человек не может рассказать о себе иначе как в третьем лице.

Обращение ТС со временем профессионально; если он не захочет, то ни за что не опоздает. Неумелое обращение других со временем его удивляет, особенно если он редко сталкивался с этим. Удивляют его и суетливость, отсутствие воображения и навыков предвидения. Правительство, как известно, ругают все, но все за разное. Тактил-сциентик-за отсутствие продуманного плана и элементарного умения видеть последствия принимаемых решений.

Если вы не хотите поссориться с тактил-сциентиком, не заставляйте его терять время, делать неинтересные для него вещи и растрачивать свои возможности. ТС, пожалуй, наименее обидчив в мелочах, но если уж он обижен, то это надолго.

Воображение ТС работает с динамическими моделями. Люди, вещи в его мыслях живут, двигаются, работают, поэтому он сравнительно легко предсказывает их поведение. Отсюда и нередкая любовь тактил-сциентика к моделям и играм. Большинство ТС любит и умеет играть. Чем замысловатей игра, чем лучше модель отражает какие-то стороны жизни, тем она интереснее. Тактил-сциентик-поэт игры, мастер игры и ее великий критик, и, как вы сами понимаете, возраст здесь не играет основной роли. Он играет всю жизнь и играет в жизнь; делает это с большим вкусом и интересом. Без интереса он вообще ничего не делает, и это причина непрактичности представителей этого типа.

Время тактил-сциентика наполнено в первую очередь не эмоциями и переживаниями, а работой, деятельностью, объективными событиями и процессами. Соответственно, время-это время для работы, и сама работа рассматривается с точки зрения ее длительности, перспективности и т. п. ТС способен на долгий труд, результат которого будет виден окружающим, может быть, только через годы. Тактил-сциентик работает с удовольствием и бывает рад, когда его работу оценивают высоко и берут на вооружение придуманную им методику. Но когда критикуют за ошибки и нерациональность действий, ему становится заметно неприятно. Такая критика все же переносима и служит дополнительным стимулом для усовершенствования навыков. С другой стороны, из-за релатичности тактил-сциентик не признает лишней работы, и ругать его за леность-только ее поощрять. ТС нравится давать советы по методике выполнения работы больше, чем собственно работать, и не столько из-за лени, сколько из-за стремления видеть происходящее со стороны и иметь время на обдумывание деталей происходящего. Он любит хорошо подумать перед тем, как работать, и, особенно, вместо того, чтобы работать.

Все, что тактил-сциентик делает, он старается делать творчески; он часто бывает автором новых методик, даже в тех областях, где, казалось бы, все давным-давно известно, будь это хоть чистка картошки. Придумать способ, позволяющий работать качественней и лучше, очень приятно. При более высоком развитии способностей ТС придумывает более сложные методики: как писать книги, делать политику... Любит смотреть на применение придуманных им способов другими. Хоть он <все всегда знает заранее>, сбывшийся прогноз приносит удовлетворение.

За ошибки, допущенные другими людьми в работе, тактил-сциентик редко ругает, но подобное происшествие вызывает у него желание немедленно посоветовать, как наилучшим образом исправить ошибку.

* *

Вопросы собственного самочувствия, ощущений, уютности и комфортности быта разрешаются им гораздо хуже. ТС обычно не гедонист. Его эстетические запросы редко превышают уровень разумной достаточности. Он не прочь вкусно покушать, но если есть нечего, может подолгу обходиться самой примитивной и скудной пищей. Любит мягкую постель, но может выспаться на вокзале. Мало кто другой так ценит свое здоровье, но при выполнении срочной работы он о нем забывает. Можно сказать, что во всем, относящемся к удовлетворению насущных потребностей своего организма, ТС довольно неприхотлив и устойчив.

Без разнообразия ощущений мозг тактил-сциентика спит, не имея потребности в мыслительной работе. При этом поддержание своего здоровья в норме вызывает у него определенные затруднения. Он податлив на мнение окружающих во всем, что касается вопросов эстетики, быта, здоровья, и по причине важности этих проблем стремится получить максимально объективную информацию о них. В зависимости от обстоятельств и жизненного опыта, интерес к подобного рода информации может проявляться по-разному: от детского интереса к новым блюдам до увлеченного чтения медицинской энциклопедии и изучения систем голодания. Подмечено, что, даже увлекшись голоданием и диетами, тактил-сциентик никогда не изводит себя и не доводит до истощения.

Упрашивать и уговаривать тактил-сциентик умеет плохо, поэтому старается убеждать и доказывать. Если аудитория не понимает его логики или, хуже того, не хочет ее воспринимать, совершенно теряется, и ему остается только уйти, проклиная тот миг, когда он вздумал спорить с этими невеждами.

Чем дольше у ТС складывались отношения с партнером, тем он увереннее в его эмоциональных реакциях и тем лучше знает, чего от него ждать. При внешнем своем демократизме общение с новыми людьми начинает с трудом, скованно, напряженно. Не любит эмоциональной зависимости от других, потому что ему иногда трудно справиться со своим настроением. Испортившееся, оно ухудшается дальше и легко переходит в долгую депрессию и недовольство собой. Чем ближе человек, тем сильнее он влияет на эмоции тактил-сциентика и тем больше опасность возникновения подобных состояний. Поэтому ТС так осторожен в своих отношениях с людьми и на эмоциональную близость с другими людьми идет с трудом, медленно и с ожиданием нехорошего. Иногда эта близость не образуется даже в браке. Из-за внешней невозмутимости представителей этого типа может показаться, что подобная близость ему вовсе не нужна. Неправда, очень нужна! Невозмутимость-лишь маска. Перестраховка, вызванная нежеланием показывать настоящее настроение. Он вообще большой перестраховщик: стремится всегда и во всем иметь резервы.

Тактил-сциентик стесняется шуметь в транспорте, не всегда решится громко позвать замеченного вдали знакомого, ему страшновато петь на аудиторию собственные песни или читать свои стихи. Другое дело, если это стихи или песни известных авторов. В этом случае получается изображение не своих, а чужих эмоций, а это интересно и далеко не так опасно.

***

ТС редко бывает практичным в обращении с вещами и еще реже обладает тем, что называется вкусом. При этом в красоте вещей он нуждается, но редко может толково объяснить, чем именно они хороши. Он из тех. кто не умеет определить цену и довольно спокойно переплачивает, особенно за нужное и вкусное. Стать практичным самостоятельно тактил-сциентик не умеет, но он в этом благодарный ученик, в особенности если ему нравится учитель. Поэтому, хотя среди представителей этого типа встречаются и художники, и портные, и товароведы, лучше все-таки оставить подобную работу конкретикам. Счастье ТС, где бы он ни работал,-развить вкус и узнать цену вещам, потому что при всей склонности к интеллектуальному творчеству неразвитость названных качеств все его размышления делает слишком отвлеченными и мало понятными окружающим.

Тактил-сциентику (и другим абстрактикам) нужно быть ровно настолько практичным, чтобы знать, кто будет реализовывать его идеи и зарабатывать столько, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Грешно требовать от него. чтобы он был великим финансистом. Деньги выполняют для него роль подчиненную по отношению к идеям. Если же воспитание и обстоятельства вынуждают к обратному, развиваются всяческие патологии оценки собственной внешности, силы, комплексы скаредности (вроде гобсековского) или наоборот, безоглядного растранжиривания.

Метод борьбы с подобными неприятностями предлагался сотни раз и во многих вариантах великими психологами, философами, писателями и просто разумными людьми-<познай самого себя>. Видимо, предполагалось, что в процессе познания характер будет исправляться. Но познать себя невозможно, не изучая мира, своих отношений с ним и своего места в нем. Можно подои I и к этому по-разному, но соционика-наиболее быстрый и действенный путь.

Разговоры о слабых функциях будут выглядеть абстрактными ровно до той минуты, пока вы действительно не прочувствуете и не осознаете, что это и к вам относится и что львиная доля ваших проблем именно с ними связана. С рациональной психотерапией, суть которой сводится к объяснению человеку причин его проблем, мало что сравнится по мощи воздействия. Потому что по своей природе она представляет собой модификацию того же извечного принципа: <Познай самого себя>.

Соционика разработала приемы психической саморегуляции, связанные не только с осознанием своей принадлежности к типу личности и пониманием свойственных для него проблем. Она предполагает определенную динамику процесса саморегуляции. Во-первых, определение своего типа, во-вторых, изучение проявления типовых различий между людьми (Информацию об этом можно найти в первых трех главах.). Затем постепенное развитие своих сильных и слабых сторон. Именно в этом порядке-сильных и слабых, потому что сильные развивать естественней и легче, и, кроме того, они гораздо нужней окружающим, ибо только по ним производится общественно-полезный продукт. Благодарное общество, может быть, позаботится о том, чтобы мы не умерли от наших слабостей.

Но заботиться оно, скорее всего, будет своеобразно-выдавая полуфабрикаты, с которыми еще что-нибудь нужно делать. К примеру, какому-нибудь тактил-сциентику, чей интеллект общество ценит и использует, оно платит деньги. Это можно трактовать как заботу о его слабой конкретике. но если обращаться с финансами ТС не умеет вовсе, то эта забота обратится в пшик. Потому-то и приходится думать о развитии своих слабых функций.

Оба процесса, в идеале, должны идти параллельно. Взаимные их скорости следует балансировать, добиваясь внутренней гармонии. И не надо надеяться, что слабые функции в своем развитии догонят и перегонят сильные. Любой тип-это огромное благо, и именно как к благу к нему стоит относиться, хоть он и противоречив по своей природе.

Здесь уместно вспомнить замечательную молитву на каждый день, придуманную американским теологом Найбуром:

<Господи, даруй мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить; мужество, чтобы бороться с тем, что я могу изменить; мудрость, чтобы различать эти два случая>.

Личные чувства воспринимаются ТС как мир Зазеркалья: то страшно, то здорово: совершенно непонятно, чего ждать от них в следующую минуту и что делать. Решения могут быть различны, но обыкновенно они приводят к уже отмеченной осторожности в личных отношениях. Вообще, симпатиями и антипатиями ему управлять трудно, особенно в молодости. В вопросах этики стремится к совершенству, поэтому ему трудно понять, от чего же возникают срывы. Стремление к идеалу и тоска по любви, временами находящие на людей объективного типа-не что иное как реакция на слишком уж далекое от идеала собственное состояние. Опыт показывает, что как только все в этой области приходит более или менее в норму, объективик успокаивается и начинает заниматься делом, уже не мечтая о таинствах чувств и отношений.

Для нормального состояния тактил-сциентика характерны несколько формальная вежливость и приветливость. В депрессии же он может дойти до демонстративной неэтичности, показав, что его переживания на пределе, и более за себя он не отвечает. Если ТС начал грубить, ругать его за это так же жестоко, как бросать в таком состоянии. Не нужно нотаций, лучше попытаться его успокоить. Нормально воспринимать слова он сможет, только если вы сумеете предварительно оказать действенную помощь. Если не сумеете, вас просто не станут слушать.

* * * *

Хотя тактил-сциентик не слишком требователен к культуре, воспитанию и способностям тех людей, с которыми сталкивается, его притягивают одаренные личности. Они создают у него определенные ориентиры в этой области, которые сам он создать не в состоянии. Когда окружение создает у ТС желание развивать свои способности, повышать культуру и образованность, это равноценно заботе о нем.

Потерянных возможностей тактил-сциентику очень жаль, и, более того, именно ими он склонен измерять свои ошибки. Но в заботе о перспективах других он о своих, тем не менее, постоянно забывает. Забота о развитии других часто требует от тактил-сциентика больших затрат, на которые он обречен идти. Если это школьный учитель или просто ученик, объясняющий материал другу, он способен подолгу, раз за разом повторять объяснение, пока станет ясна суть того, что он говорит. При этом ТС часто переживает больше, чем человек, который его слушает. Очень устает, но прекратить, пока партнер от него этого не потребует, не в состоянии. Вообще, полученная программа, которую, если хотите, можно назвать воспитанием, делает необходимым для тактил-сцигнтика передавать другим свое образование. Это выглядит, в частности, как невозможность опуститься ниже определенного уровня. Демонстрировать собственные возможности приятно, особенно если этого ждут другие. Если же не ждут, он может со спокойной совестью не делать в этой области ничего лишнего.

Размышление, поиск причинно-следственных связей, анализ-естественное состояние тактил-сциентика. Рассуждения сами собой возникают при столкновении с потенциальными возможностями окружающих объектов. Причем процесс этот мало контролируем, хотя бы рассуждения и были великолепны.

ТС имеет свойство думать вслух, и если его мысли с интересом выслушиваются окружающими, показывает иногда чудеса в области абстрактных рассуждений.

Ситуационное мышление у людей этого типа запаздывает. Оказавшись в сложной ситуации, ТС, как правило, действует верно, но тревожно. Чтобы избежать подобной нервотрепки, он обычно заранее продумывает, как наилучшим образом выпутаться из возможных неприятностей, и имеет по десятку рецептов на все случаи жизни.

То, что относится к иерархии и правовым законам, воспринимается тактил-сциентиком довольно спокойно. Из-за релатичности он стремится их лишний раз не нарушать, но и почтения к ним не испытывает, особенно если эти законы, с его точки зрения, бессмысленны. Тем не менее, ТС стремится их знать, чтобы при случае иметь возможность с ними бороться или обойти их.

ТС старается ко всем без исключения людям относиться уважительно. Иногда окружающие совсем не способствуют этому, но он старается до последнего. Воистину, это самый миролюбивый тип. Оказавшись руководителем, старается приходить к компромиссам (только не в принципиальных вопросах). Уважение к людям для тактил-сциентика-следствие их внутренних качеств и способностей, талантливым людям он склонен помогать. Занимаясь политикой, желал бы видеть себя в роли советника по вопросам стратегии, но ни в коем случае не вождя.

Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: визуал-трейдик, визуал-продактик, визуал-лингвик, аудиал-трейдик, кинето-трейдик.

Рекомендуемые сферы деятельности: естественные, исторические и философские науки, инженерия, планирование и т. п.

 

Визуал-трейдик (Наполеон, ESFP).

*

Стиль жизни визуал-трейдика-жизнерадостность. Всегда на людях. Всегда со вкусом одет. Эстет. Знает толк в вещах. Его костюм в целом выглядит значительно дороже, чем результат простого сложения стоимостей каждой его отдельной детали и детальки. Лишней и ненужной покупки не сделает.

При знакомстве с новым человеком ВТ первым делом обращает внимание на его внешность и одежду-оценивает. Хотя допускает и существование вкуса, отличного от своего, но собственному доверяет больше. Перенимает только лучшие из чужих достижений.

Люди, не стесненные в средствах, но покупающие и носящие вещи, которые им совершенно не идут, визуал-трейдика изумляют и вызывают подозрение в легкой ненормальности.

Мнение ВТ по поводу привлекательности вещей довольно твердое. Но если окружающие не замечают красоты, которую видит он, визуал-трейдик несколько теряется. Навязывать свое мнение другому он не любит. Поэтому, хотя чужая внешность и оценивается придирчиво, замечания делаются редко. Мешает этому также нежелание обижать других. Однако если этот другой повел себя "не так" и вызвал раздражение визуал-трейдика, то рискует услышать немало о своих дефектах и глубоко прочувствовать, что ему многого недостает.

Со своими деньгами ВТ обращается легко. По натуре ему ближе обмен, чем накопление. Неудачи из колеи не выбивают, скорее мобилизуют. Визуал-трейдик относится к эстетике, деньгам и вещам, как артист или поэт. Его практичность-это красивое умение упиваться радостями жизни. Но скажи визуал-трейдику все, что здесь написано о его вкусе, умении хорошо выглядеть и делать покупки, он станет отчаянно возражать: да не настолько развит его вкус, да не так уж и идеальны его покупки, и во внешности своей он далеко не так уверен и был бы не против, если бы она была получше. Во всех этих возражениях, однако, без особого труда просматривается спокойная сила верно оценивающего себя человека-он не склонен ни переоценивать себя, ни делать из своих проблем трагедию.

Характерные черты личности ВТ-сила воли, энергичность, чувство собственного достоинства. Эти свои качества ви-зуал-трейдик ценит во всяком случае не меньше, чем финансовые возможности, поэтому ни за что не станет зарабатывать методом, унижающим его в собственных глазах.

ВТ часто бывает лень зарабатывать на себя, но ради благородного дела он может одновременно совершать трудовые подвиги и коммерческие чудеса. Милосердие для людей такого типа-не пустое слово. В проявлении его они, опять-таки, опираются на свое мнение больше, чем на устоявшееся в обществе. Не все визуал-трейдики заботятся о больших группах людей. Уровень социальной активности среди представителей типа различен. Но уж хоть о ком-то ВТ заботится наверняка.

Симпатии визуал-трейдика устойчивы, желания-вполне конкретны. Если же мы проследим развитие его личных отношений на протяжении значительных участков времени, то они, как и у всех спонтаников, окажутся переменчивыми. Еще сильнее это заметно, когда дело доходит до чувств-они очень сильные, но не очень постоянные. ВТ легко переходит от горячего восхищения к не менее горячему возмущению.

И ссориться, и мириться представители этого типа умеют хорошо. Время от времени устраивают себе маленькие тренировки-беззлобно, но не всегда безобидно. Правда, никогда не делают этого без выгоды для себя.

Есть стремление к совершенству в умении строить отношения, хотя далеко не всегда собственные этические качества и умение общаться оцениваются удовлетворительно. Если окружающие любят визуал-трейдика и благодарны ему за проявляемое благородство-что может быть приятнее? Чем более этичным хотят видеть человека этого типа, тем симпатичнее его поведение. Но против своих желаний ВТ идет редко, ведь он может оправдать (и вполне высокоморально) чуть ли не любой свой поступок.

Если визуал-трейдик в какой-то момент почувствовал, что нужен людям для достижения благородной цели, и с самоотверженностью реализует это свое общественное предназначение, то можно сказать, что он состоялся как личность. Успехи такого рода провоцируют на достижение новых целей на новом, более высоком, уровне. Если ничего подобного на жизненном пути ВТ не случилось, он может сделаться обыкновенным хулиганом, совершенно бессовестным в отношении чужих вещей и чувств.

Большинство визуал-трейдиков потенциально обладают коммерческими способностями. Даже если эти способности не могли в полной мере проявляться раньше, и нельзя их сразу использовать для конкретного дела. Но тем не менее они, по крайней мере, могут давать интересные идеи. Попытки применить на практике коммерческие способности визуал-трейдика обычно приводят к их быстрому развитию.

* *

ВТ любит изучать характеры людей, пытается рассуждать (с опытом к нему приходит умение делать глубокие выводы) о талантливости, гениальности, одаренности. Многие представители этого типа проявляют интерес к технике, с которой сталкиваются. Возникает желание разобраться в ее устройстве и принципах работы. Удовлетворение этой психологической потребности необходимо для нормального развития и самочувствия визуал-трейдика. В детстве это может проявляться, например, в разбирании будильников. Мудрым решением будет не мешать и не тешить себя напрасными надеждами на то, что часы после сборки будут работать.

Чем лучше разбирается визуал-трейдик в устройстве, свойствах и возможностях приборов, характеристиках и способностях людей, тем увереннее он себя чувствует и лучше соображает. Такого рода информации должно быть значительно больше, чем он может осознать и обработать, иначе ему будет просто не о чем думать, да и незачем. Мышление ВТ конкретно, и абстрактное может быть развито только на примерах в той области, которая интересует его с практической стороны. Пока визуал-трейдик не разобрался в ситуации и не увидел ее перспектив, поступать умно просто не может, и грешно от него этого требовать. Он сам настолько заинтересован в своем интеллекте, умении рассуждать и действовать, что любое дополнительное давление в этой области приведет только к обидам.

Если визуал-трейдик сделал логическую ошибку, лучше всего поправить его спокойным, уверенным и уважительным тоном, объяснить, как будет правильно (притом ни малейшим образом не оценивая его умение рассуждать). Будьте уверены, если правы вы, а не он, у него не возникнет желания с вами спорить, он признает вашу правоту и будет еще благодарен за то, что вы избавили его от неприятной работы поиска собственной ошибки. Самим визуал-трейдикам я бы посоветовал в случаях, когда возникает необходимость рассуждать, особенно прилюдно, акцентировать свое внимание не столько на самом процессе рассуждения, сколько на сути рассматриваемого вопроса и тех материальных выгодах, которые даст разрешение проблемы.

Вот некоторые из черт ВТ.

1. Рассуждение невозможно само по себе, оно следует за пониманием. Чем лучше ВТ понимает, зачем нужно то, о чем он говорит, тем доходчивей и логичнее его речь.

2. Самоуважение визуал-трейдика прямо зависит от того, насколько, по его собственному мнению, развиты его способности.

3. Уважать человека без способностей ВТ не будет. Вообще уважение само по себе для него не слишком понятное слово, оно возникает только относительно какого-то конкретного объекта.

4. Способности, по его мнению, важнее социального статуса, потому что их наличие автоматически предполагает в будущем соответствующее положение. Чем лучше образование визуал-трейдика, чем больше будут его материальные возможности.

* * *

Если спросить у представителя этого типа, как у него дела со временем, ответ, скорее всего, будет откровенным: "не очень". Времени хронически не хватает, особенно если учесть активность визуал-трейдика, заставляющую его хвататься порой за уйму дел, каждое из которых невыполнимо даже по отдельности. Рассчитывать время, необходимое для работы, такой человек умеет плохо. Далеко не все. что ему необходимо, он успевает сделать. Есть вопросы, ответить на которые ВТ без посторонней помощи трудно: когда стоит спешить, а когда нет? Когда время наполнено перспективными делами, а когда пусто? Насколько быстро работают другие?-все это для визуал-трейдика весьма туманно и загадочно. Поэтому "все ли я успел, что мог?"- вопрос не самый приятный из тех, что время от времени он себе задает. ВТ признателен тому, кто помогает ему распределять время и организовывать долговременную работу. Наоборот, когда его время попусту отнимают, очень сердится, и это, пожалуй, единственный случай, когда он позволяет себе показать, что расстроился.

Будущее неясно для визуал-трейдика, поэтому люди, дающие умные стратегические советы-это, с его точки зрения, люди, которых можно любить и уважать, пусть они даже критикуют его за то, как он сам планирует свое будущее. Впрочем, и к другим он относится так же: попусту тратить чужое время и мешать работе ВТ может только случайно или по незнанию.

Визуал-трейдик уважает людей деятельных, умеющих работать, особенно на перспективу. Причем к какой категории- умеющих или не умеющих-отнести себя, ему непонятно. Ему нравится что-то делать в том случае, если он это умеет делать, но часто визуал-трейдик проявляет самостоятельность, не доучившись. Ему важно, чтобы конечный результат получался как можно скорее, как можно быстрее обретал зримую форму. Причина такой спешки проста-визуал-трейдик не знает, что произойдет через день. час. минуту, поэтому никак не может позволить себе заниматься чем-то, что неизвестно когда даст результат.

Работоспособность визуал-трейдика непостоянна в первую очередь из-за боязни допустить ошибку. Но если он знает, что его действия правильны, необходимы другим людям и высоко оценивается ими, то работа будет в его руках гореть, поражать качеством и приносить ему самому огромное эмоциональное удовлетворение.

ВТ, который по мнению окружающих и своему собственному умел бы работать, разрешил бы большинство своих проблем, практически все. Правда, если такое произойдет, людей, работающих хуже его самого и не желающих исправляться, он перестанет понимать. Такое состояние, впрочем, редко достижимо из-за особенностей нашей системы, культивировавшей безынициативность и лень. Отсутствие деятельности крайне пагубно сказывается на людях такого типа. Из-за этого в отдельных случаях создается впечатление, что они патологически ленивы.

Их можно за это ругать, но лучше предложить интересное и перспективное направление и методику его освоения. В таком случае визуал-трейдики преображаются на глазах (хотя и не следует ожидать от них слитком высокой скорости обучения новой работе).

* * * *

На вопрос о здоровье визуал-трейдик ответит гораздо более уверенно, чем на вопрос о времени. Ведь если время для него- серьезная проблема, то здоровье-нет, умения с ним управляться и поддерживать хватает даже на других (часто в ущерб себе). Информацию о том, как следует и не следует обращаться со своим организмом, ВТ хорошо запоминает и сообщает другим, когда она, по его мнению, им нужна. Особенно если эти другие ему интересны. То же самое относится к вопросам комфорта, быта, опрятности. использования лекарств и т. д. ВТ чувствует ответственность за здоровье человека, с которым он общается. Губить его просто не позволит, о своем же самочувствии при этом способен просто забыть. Вообще, помнит о нем ровно столько, чтобы не нанести ущерба своим внешним данным (плохо выглядеть никак нельзя).

Для нормального самочувствия визуал-трейдика требуется только, чтобы окружающие, с одной стороны, были скромны в своих запросах, а с другой-хоть иногда отдавали должное умению ВТ создавать комфортные условия. Тогда у него не возникает ощущения, что ему "сели на шею".

Свое настроение визуал-трейдик стремится поддерживать на высоком уровне. Стремится к тому, чтобы сила и красота его переживаний никого не оставляли равнодушным.

Высоко ценит эмоциональную устойчивость, поэтому сознательно культивирует в себе эту черту. Он любит и умеет агитировать людей и договариваться с людьми, что определяет его способности в дипломатии, коммерции и культуртрегерстве.

Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: тактил-сциентик, тактил-продактик, так-тил-лингвик, кинето-сциентик и аудиал-сциентик.

Рекомендуемые сферы деятельности; гуманитарная (с практическим уклоном), например, соцобеспечение и сфера обслуживания, изобразительное искусство, арт-бизнес, коммерция, торговля, моделирование одежды и т. п.

 

Кинето-сциентик (Джек Лондон, ENTJ).

*

Кинето-сциентик не понимает плохой, то есть нерациональной и медленной работы. Он не представляет себе, как можно делать что-либо, не осознавая последствий своих действий. Терпеть не может бессмысленных поступков, не станет действовать вопреки своему мнению. Если видит, как можно сделать умнее, скорее всего, не станет об этом умалчивать. Сам он способен работать очень помногу, не прикладывая ненужных усилий. В движениях-некоторая резкость, легкость и "прыгучесть". Чем бы КС ни занимался, всегда и везде основной чертой его характера будет умение рационально действовать. Он коллекционирует, анализирует и широко использует различные методы-работы, учебы, общения, наблюдений.

Основное средство, применяемое кинето-сциентиком для решения своих и чужих проблем-манипулирование временем. Он умеет планировать, получает большое удовлетворение от собственного искусства "уплотнять" время. С удовольствием помогает другим решать проблемы со временем, сочувственно относясь к их неприятностям в этой с4)ере. Дает советы, как успеть, если человек спешит. Придумывает интересное времяпровождение, если кто-то мается со скуки. Этим все мы время от времени пытаемся заниматься, по КС-непревзойденный мастер найти для любого полезное и увлекательное занятие, еще и перспективное к тому же.

Кинето-сциентик-романтик. Понятие духа времени для него-не штамп, а физически ощутимая и прекрасно осознаваемая реальность. Многие КС с упоением читают литературу о путешествиях, историческую или фантастическую. Оттенки этого пристрастия могут быть различны, но всегда это литература, в которой фантазия автора имеет большее значение, чем педантичное изображение пыльной реальности. Богатство воображения в сочетании со строгим рациональным интеллектом порождает своеобразный имидж этого тина. Он выглядит немножко фантазером, стоящим вне обыденности и повседневности. Насущные бытовые проблемы решаются им скорее за счет изобретательности и здорового чувства юмора, чем за счет практичности, которой обычно кинего-сциентику недостает. Воображение КС богато, фантазия развита, поэтому он часто бывает большим выдумщиком и прекрасным рассказчиком.

Жизнь кинето-сциентика-это в первую очередь деятельность. Он относится к ней как режиссер к фильму, при этом умело ее планируя. Так же он ведет себя по отношению к окружающей действительности. Для него процессы в объективном мире-это длинные цепи причин и следствий. Одни события порождают другие. Все вокруг видится очень цельно, закономерно и упорядоченно. Совсем редко причины явлений остаются неясны, и КС-исследователь и экспериментатор-всегда умеет получить объективную информацию. А то, что он узнает, он усваивает твердо. Поэтому активно вмешивается в общественные процессы, если видит, как их можно улучшить или считает нужным постоять за справедливость.

Социальная роль этого типа -режиссура объективных процессов, например, планирование производства, поддержание целостности общественных процессов, их прогнозирование и защита от распыления и хаоса (а также выход из него, если это неприятное состояние наступило). Киевский соционик И. Д. Онуфриенко приводил пример прозорливости человека, принадлежащего к этому типу личности: статья Андрея Амальрика "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?" появилась более двадцати лет назад.

**

Интерес кинето-сциентика к собственным и чужим переживаниям весьма неустойчив. Нормальное состояние КС-рабочая активность, и о существовании внутренних переживаний он может подолгу не вспоминать. Экскурсы в область эмоций носят обыкновенно эпизодический характер. Уверенности, что он правильно разобрался в причинах тех или иных настроений окружающих, часто нет. При этом он терпеть не может плохого настроения и эмоционального безвременья так же, как и бездеятельности. Хотя с его собственным настроением бывают проблемы, кинето-сциентика в кругу знакомых зачастую считают бесшабашным весельчаком из-за привычки не только не навязывать, но даже и не показывать никому своих печалей.

Умение людей этого типа не давать другим грустить попусту самого его удовлетворяет редко. Все его вечные шутки и розыгрыши, на которые он мастак, не создают постоянного эмоционального фона без поддержки партнеров по общению. Проблема не только в отсутствии времени, поглощаемого работой,-контролю за настроениями мешает следующее изначальное противоречие. С одной стороны, кинето-сциентик предпочитает наблюдать эмоции других совершенно незамутненными, такими, какие они есть, и это требует невмешательства в чужие переживания. С другой-хочет видеть настроение окружающих праздничным, а это требует активного вмешательства в него.

Существует несколько методов разрешения этого противоречия. Изредка КС делаются внешне неэмоциональными, некоторые-наоборот, уходят в музыку или театр, напрочь забывая обо всем остальном. Шире всего распространена третья, пожалуй, самая мудрая тактика, когда кинето-сциентик наблюдает за настроением других, в основном не вмешиваясь, и подправляет его изредка, но интенсивно.

Отношение кинето-сциентика к своему здоровью редко бывает спокойным. Как одеться по погоде? Сколько раз в день и что нужно есть, чтобы рацион был полноценным? Сыты ли гости и вкусно ли был приготовлен обед? Как лечиться, если заболел?- все эти вопросы вызывают несколько нервную реакцию, даже если кинето-сциентик имеет медицинское образование. Хочется то изучить секреты кулинарии и таинственные свойства лекарственных трав, то напротив, все бросить и никогда больше не заниматься бытом. Однако удачные стереотипы поведения и успехи в этих областях вполне возможны. И мужчины, и женщины этого типа могут быть вполне домовиты, хозяйственны, практичны, но им трудно в этих вопросах добиваться успеха самостоятельно. Необходима возможность в любое время получить нужную информацию. Требуются люди, с которыми можно обсудить проблемы самочувствия и того, что для его поддержания необходимо, которые готовы помочь и советом, и делом, но никогда не допустят бестактной шутки по поводу, скажем, кулинарных способностей. Не помешает и наличие финансов, но это уже относится к следующему разделу.

***

КС, как правило, не задумываясь принимает этику общества, в котором живет. Происходит это как-то само собой. Он совершенно не стремится вмешиваться в чувства других людей. Даже если его дети делают что-то не вполне соответствующее принятым правилам хорошего тона, и кинето-сциентик категорично им об этом сообщает, за всей его твердостью явственно слышится вопрос: "В чем дело?" Он редко дает в этой области самостоятельные оценки, но требует ясности. В чувствах ищет красивого, постоянного, не любит менять партнеров. Но при отсутствии коррекции со стороны людей, тонко осознающих свои и чужие чувства, кинето-сциентик может допускать не совсем этичные поступки, часто просто по незнанию, что они могут как таковые восприниматься.

КС нравятся сильные, волевые, красивые люди. Не менее важно, чтобы и он им был симпатичен. Если его партнер обладает развитым вкусом и умеет хорошо выглядеть, кинето-сциентик очень доволен. Он с готовностью подчиняется вкусу другого. В его устах не будет удивительным вопрос: "Нет ли огрехов в моей внешности?" Притом он сам относится к вещам, деньгам, внешности других так внимательно, как только может. Предлагает человеку взять в долг, если видит, что тому нужны деньги. Заметно теряется и обижается, если долга ему не вернули. Если же сам взял, старается во что бы то ни стало вернуть деньги в срок.

Большая часть проблем этого типа личности "автоматически" решается, если у него нет проблем с личными чувствами и он обеспечен материально настолько, чтобы не вызывать сочувствия у других людей.

****

С одной стороны, кинето-сциентик старается не нарушать общепринятых норм и порядков, по возможности придерживается законов и правил. С другой стороны, "защищает" эти правила от нарушений. Не спустит другому логической ошибки, но только при условии, что того научили всему, что позволило бы ее избежать. Утверждение "незнание закона не освобождает от ответственности" для людей этого типа не является руководством к действию. Субординацию КС соблюдает настолько, насколько этого от него требуют. Может бороться с несправедливыми порядками, которые обеспечивают богатство одним, не позволяя другим выбраться из бедности. Для борьбы использует лучшие с его точки зрения правила (юридические, моральные, нормы международного права или даже законы исторического развития). Председатель Верховного Совета Литвы В. Ландсбергис, например, не стал подчиняться процедуре выхода из СССР, а предпочел объявить свою республику независимой де-факто, так как понимал, что за длительный срок, предлагаемый Москвой, республика заведомо "развалится".

Воздействие КС на общественную систему не столько силовое, сколько структурное и информационное. Один мой знакомый кинето-сциентик, чей адрес включен в международный каталог правозащитников, устроил в бюрократических органах своего города такую карусель из бумаг-всех абсолютно законных, что все десятки аппаратчиков, нотариусов и судей, которые с ним сталкиваются, воспринимают его как стихийное бедствие средних размеров, которому почти бесполезно противиться.

КС великолепно представляет себе, как устроен окружающий мир и как на него нужно воздействовать, чтобы эффект был максимальным. Обычно он обладает немалыми способностями в этой области и очень быстро понимает истинный смысл полученной им информации.

Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: аудиал-трейдик, аудиал-лингвик, аудиал-продактик, визуал-трейдик, тактил-трейдик.

Рекомендуемые сферы деятельности: наука и техника, организация исследований, планирование; работы, требующие точных движений и длительного напряжения внимания, например, диспетчерская, легкоатлетические виды спорта.