ЧЕТВЕРТАЯ КВАДРА

Визуал-лингвик (Гексли, ENFP).

*

Визуал-лингвик великолепно ориентируется в возможностях, которые ему предоставляет положение, без труда оценивает перспективность, возможную привлекательность и пути рекламы нового, повстречавшегося на его пути. Но при этом чувствует себя гораздо увереннее, если предмет его исследований лежит где-нибудь поближе к Миру Людей и Личных Отношений и подальше от Мира Техники и Производственных Отношений.

ВЛ-тонкий дипломат. Моментально ориентируется и по одному ему известным признакам "вычисляет" характер человека, понимает, с кем говорит, что может от общения с этим человеком иметь. Интеллектуальные способности он тоже оценивает, но намного осторожнее.

Мышление у визуал-лингвика "ситуационное" (между прочим, он может удивиться, если узнает, что существует какое-то другое): он способен не обратить внимания на частную деталь, вроде симпатичной тучки или грязной лужи под ногами, но ситуацию в целом видит превосходно, и лучше всего-ситуацию этическую.

Он знает, что и как нужно говорить, чтобы события развивались как надо и в нужном направлении. Такое умение требует соответствующей тренировки, поэтому он неутомимо исследует людей, постоянно экспериментирует на окружающих, наблюдает ответную реакцию (в основном обращает внимание на эмоции) и делает соответствующие выводы. Все это проделывается энергично, шумно, не всегда безобидно. Однако резкие, переменчивые настроения визуал-лингвика мало говорят о его отношениях с окружающими. Если это жертвы экспериментов, то, скорее всего, до них ему нет дела. С тем же, кто ему нужен, визуал-лингвик сумеет сохранить хорошие отношения даже в сложной этической ситуации.

По-настоящему хорошо ВЛ относится только к тем, кого включает в свой избранный круг. Попасть туда непросто. Он придирчиво изучает человека, черты его характера, уровень грамотности, манеры, прежде чем начать сокращать дистанцию. Право на хорошее отношение получает тот, чьи внутренние качества и способности удовлетворяют его критериям; чувства людей, подобной проверки не выдержавших, визуал-лингвика почти не интересуют.

ВЛ терпеть не может объяснять. Во-первых, он сам понимает все настолько быстро, целостно, что остальные кажутся медлительными тугодумами. Во-вторых, его сильно раздражает, если окружающие не понимают элементарных с его точки зрения вещей. Совершенно другое дело, если объяснять нужно вещи непростые. Это он умеет и любит делать. Эта черта особенно полезна при рекламе новых достижений науки и искусства. Не только ВЛ, но и все лингвики-специалисты по части рекламы (причем под рекламой не следует понимать только надписи на автобусах или тусклые ролики по телевизору-рекламировать можно все, что угодно, и как угодно; главное-фантазия и умение). Сильные функции визуал-лингвика воплощаются в жизнь как "желание понять и донести до людей". Понять не столько какую-то техническую диковинку, по характер, талант, склонности, способности; есть какая-то маленькая черточка-и уже можно найти доброе слово для любого человека.

За что сделать комплимент, не гак трудно увидеть, каждому есть за что. Говорить приятную правду в глаза ВЛ умеет, как мало кто другой. За это его любит большинство знакомых. Безусловно, он умеет ладить с людьми, поэтому совершенно не боится ссориться, может и позлить кого-нибудь разнообразия ради. Да и вообще хорошие отношения как таковые визуал-лингвика мало интересую!. Они интересны ему скорее с точки зрения управления ситуацией. Нередко из молодых взбалмошных визуал-лингвиков получаются веселые донжуаны, вносящие сумятицу и разброд в сердца противоположного пола.

Единственное противоядие в этом случае-направить энергию в иное русло. Например, визуал-лингвик может помогать другим налаживать отношения, мириться и ссориться. Визуал-лингвик весьма требователен к этическим качествам других. Ценит благородство, доброту, внимательность и многое другое. Видит и может оценить глубину чувств людей. К чужим недостаткам нетерпим, обыкновенно добивается, чтобы при нем эти недостатки не проявлялись. Умение хвалить и противоположное ему у ВЛ развиты обычно настолько, что он ими постоянно пользуется. Общение с ним труднопред-сказуемо, иногда даже для него самого. Однако в большинстве случаев визуал-лингвик, будучи единственным, кто разбирается в устраиваемом им водовороте чувств и эмоций, выходит без потерь из самых невероятных ситуаций.

Одно из своих положительных качеств визуал-лингвик в других считает отрицательным-энергичную инициативность в организации отношений. Чужая активность ему очень мешает и делает ненужным его присутствие. Хотя в таких случаях возможны довольно интересные творческие союзы...

**

В том, что касается формы вещей, визуал-лингвик далеко не так уверен, как в том, что касается их содержания. Сил на то, чтобы выглядеть хорошо, поддерживать чистоту и порядок в доме, делать нужные покупки, хватает далеко не всегда. Притом что он (как и визуал-сциентик) тонко чувствует эстетику окружающего мира и даже стремится ее создавать, умения в этой области приобретаются не без труда и используются не слишком профессионально. Вопросы гардероба, финансов и прочей кон-кретики необходимо с кем-то обсуждать и прибегать к помощи окружающих. В одиночку проблемы этого сорта решаются "со скрипом".

Еще труднее решать задачи логического характера. Большинство визуал-лингвиков (если только они не имеют специального образования) панически боятся заблудиться в бумажках, параграфах, правилах, субординации и т. п. вещах. Бюрократия (опять-таки с точки зрения большинства ВЛ)-это еще хуже, чем математика. Визуал-лингвик слишком привыкает чувствовать себя талантливым, и ему трудно признаваться в допущенных ошибках. Уровень его интеллекта при нем обсуждать, конечно, можно и даже иногда нужно, но чем реже это будет случаться, тем ему приятнее. Очень помогают самооценке ВЛ дипломы, грамоты и ученые степени-лучший способ заработать уверенность в себе, в своих силах. Вообще для ВЛ крайне важны внешние доказательства его интеллекта (в том числе и уважение других людей). Без них ему трудно чувствовать себя полноценным членом общества. Причем лучшие доказательства и уважения, и хорошего отношения-забота, проявляемая окружающими о его здоровье, и помощь в работе.

***

Вопросы самочувствия, быта, питания и им подобные кажутся ВЛ немного запутанными. Состояние собственного организма воспринимается то смутно (что-то болит, но что- неясно), то наоборот, подчеркнуто остро, но все равно не слишком понятно, что с ним делать.

ВЛ любит сенсорный комфорт, но сам создавать его не умеет. Чувствует себя очень неуютно, если его некому побаловать. Вот если бы проблемы, связанные с существованием, пропитанием, самочувствием, бытом решал кто-нибудь другой, а визуал-лингвик только пользовался удобствами и вежливо говорил "спасибо"... Когда находится желающий помочь организовать быт (готовит и учит готовить, стирает, лечит и т. д.), ВЛ ему бесконечно благодарен, громко восхищается своим спасителем, да еще старается показать себя примерным учеником.

Человек, который объясняет причины дурного самочувствия, различных ощущений, делает это не напрасно, потому что эту информацию визуал-лингвик жадно впитывает и использует, как только возникнет подходящая ситуация. Впрочем, достаточно много представителей этого типа относятся к вопросам здоровья совершенно наплевательски. Что делать с детьми, внезапно возникающими в молодой семье, неопытный ВЛ, как правило, не знает и в худшем случае просто удаляется от дел, а в лучшем-много суетится, не зная за что хвататься. В такой ситуации снова не обойтись без спокойного, уравновешенного и деловитого помощника-руководителя. Если такого помощника не найдется, жизнь превратится в кошмар: надо и удовлетворять насущные потребности ребенка, и развивать его способности, да еще и помнить, что все это так нескоро кончится...

ВЛ самостоятельно работать долго не может, особенно если работа неинтересная. Он часто подозревает, что слишком мало успевает, жалеет растраченных времени и сил. Однако если ему сказать об этом (именно в гаком виде), реакция будет, скорее всего, следующей. Вам объяснят, что "так дальше жить нельзя" и "так вообще жить нельзя", эмоционально расскажут, что "умные люди-это те, кто умеет не только критиковать и издеваться, но и объяснять или помогать". Если же вы потребуете у возмущенного и обиженного ВЛ, чтобы он не шумел так громко, а сам соображал, иначе его голове-грош цена, то он может порадовать вас феерической картиной маленького взрыва или погрузиться в глубокую черную меланхолию, полностью отключившись от мира. А в таком состоянии, согласитесь, ничего хорошего уже сделать нельзя.

* * * *

Со временем, как со своим, так и с чужим, визуал-лингвик обращается довольно спокойно. Он не любит, когда ему мешают и тратят его время попусту. Не меньше старается уважать и чужое время. Даже если будет уверен, что времяпровождение, которое он может предложить человеку, лучшее из возможных. все равно без согласия партнера навязывать ничего не станет. Время-тот ресурс, расходом которого визуал-лингвик (подобно визуал-сциентику) измеряет свои затраты на других людей. Характерный момент: потерпев фиаско в каком-то начинании, ВЛ сожалеет не о силах, не о дискомфорте, не о бесполезных переживаниях. а лишь об упущенном времени. Но не надо только думать, что фиксация временных затрат идет постоянно. Потери начинают учитываться исключительно в случае неудачи. Если же все идет более-менее нормально, никакие затраты его особенно не испугают. Визуал-лингвику трудно не вовлекать в свое время-провождение других людей. С другой стороны, ему иногда случается с излишней резкостью выпроваживать гостей, которым давно пора бы уйти. Резкость-следствие раздражения, возникающего из-за того, что людей, не жалеющих его времени, ВЛ подсознательно склонен подозревать в неуважении к себе.

Визуал-лингвик умеет заполнять жизнь других людей разнообразными, глубокими и яркими эмоциями. Из людей этого типа получаются великолепные массовики. Скучать они никому не дадут и сами будут примером в том, как здорово можно повеселиться.

Свое дурное настроение ВЛ обычно никому не навязывает и даже показывает редко. С ним умеет справляться самостоятельно. С чужими печалями тоже мириться трудно. Когда другому грустно, визуал-лингвик, не раздумывая, начинает подправлять его настроение своими бурными эмоциями. Их, как правило, хватает надолго, единственная преграда-плохое самочувствие. Когда со здоровьем плохо, сил эмоционировать нет, на что остается только жаловаться. Интересно, что верно и обратное. Надолго оказавшись в ситуации патологически скучной, ВЛ может серьезно заболеть. Если же есть возможность проявления эмоций, он не заболеет почти никогда.

Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: тактил-продактик, тактил-трейдик, тактил-сциентик, кинето-продактик и аудиал-продактик.

Рекомендуемые сферы деятельности: теоретико-гуманитарная, культура, гуманитарное образование, кино, театр, реклама, литература, журналистика, организация экскурсий и т. п.

 

Тактил-продактик (Габен, ISTP).

*

Ни в чем нежизнеспособном, нездоровом, слабом тактил-продактик участвовать не будет: это противно его природе. Конкретные проявления зависят от многих условий: этической культуры, области интересов, профессии, а также от индивидуальных способностей носителя типа. Основной способ реализации жизненного принципа ТП-это работа, создание новых методов труда. Рассмотрим некоторые возможные в нашем социуме сферы деятельности тактил-продактика, чтобы проследить проявление важных черт его характера.

 Здоровье и быт. Ни один нормальный представитель типа этими сторонами жизни никогда не пренебрегал. Будь то мужчина или женщина, подросток или старик, он почти в любых условиях сумеет приемлемо себя чувствовать. Если он глава семьи, можно быть уверенным, что его домашние сыты, обуты, одеты и ухожены. При этом они еще и умеют работать по дому, потому что работать за других, даже близких, тактил-продактик не будет, если только к этому нет суровой необходимости.

ТП неутомимо исследует возможности собственного организма. Этот человек, который часто окружающим кажется гурманом и лежебокой, совсем не прочь исследовать свой организм <на разрыв>, даже на механический.

Он знает, отчего люди болеют, как болеют и что нужно делать, чтобы хвори не уменьшали работоспособности. Это приводит к тому, что большинство ТП, особенно в молодости, не обращают излишнего внимания на холод, дождь и сквозняки. Они умудряются в любых условиях закалять и тренировать свой организм, делая это очень естественно и часто даже незаметно для окружающих.

Спорт. Почти каждый тактил-продактик любит спорт и знает в нем толк. Он справедливо полагает, что физическая культура крайне необходима каждому, особенно ему самому. ТП не может себе позволить быть слабым и больным и готов добиваться от своих близких, чтобы они учились разбираться в своем самочувствии, следили за ним и поддерживали хорошую физическую форму. В спорте, как и в любом деле, тактил-продактик стремится к максимальному использованию возможностей своего организма. Красивое движение-это сильное и рациональное движение. Ни одного лишнего шага, взмаха руки или поворота головы. В обращении со своим телом некоторые тактил-продактики достигают уровня высокого искусства. ТП часто выступает в роли создателя наиболее эффективных методов тренировки.

 Искусство. Даже в столь далеких друг от друга областях как политика и изобразительное искусство тип проявляется похоже: неутомимая настойчивость, близкая к абсолютной устойчивость, четкое осознание своих и чужих эстетических и материальных потребностей. Так, скажем, в творчестве В. Высоцкого (ТП по типу) эти аспекты трудно разделить.

 Производство. Очень большое значение имеет, подчиненный тактил-продактик или начальник. Важно это по причине следующей особенности: ТП-прекрасный специалист, прекрасный методист, но плохой стратег, поэтому на вопрос <что и зачем делать?> ему трудно ответить. Ему больше нравится, если выбор стратегических целей за него производит кто-нибудь другой, оставляя при этом ему полную свободу в выборе средств для достижения цели и, тем самым, возможность продемонстрировать, как он рационально, быстро и красиво умеет работать. Причем важно, чтобы за это тактил-продактика эмоционально хвалили и недвусмысленно демонстрировали хорошее к нему отношение.

На работе ТП четко исполняет возложенные на него обязанности, не делая при этом ничего лишнего и того, что не будет оплачено. На этом своем месте, если оно хоть сколько-нибудь ему нравится, он будет рационализатором труда, и окружающим будет казаться, что получаемый им результат гораздо больше вложенного труда.

Если ТП-руководитель, то рационализировать он будет уже не только свой труд, но и труд подчиненных. Руководимое им производство будет напоминать его самого: оно будет жизнестойко, аккуратно, конкурентоспособно, а продукция будет максимально качественной и эстетичной. Если фирма, возглавляемая таким человеком, способна прогореть, то только из-за того, что он почти не обращает внимания на стратегические вопросы. Обычно руководитель такого типа прекрасно это осознает и тщательно изучает и проверяет свои и чужие цели.

**

ТП интересует <внутреннее время> человека, история его духовной жизни. Ему хотелось бы знать, чем живет человек, что он чувствует сейчас и как это связано с его прошлым и будущим настроением. Но уверенности в том, что эти аспекты воспринимаются им правильно, довольно мало. За этими сторонами человеческой жизни тактил-продактик по большей части лишь пассивно наблюдает и крайне редко активно в них вмешивается.

 Он очень внимателен к собственному времяпровождению, потому что стоит ему только чуть ослабить контроль за своим временем, как оно начинает <убегать>. Чувство же спешки и нехватка времени делают ТП беспомощным, а стать слабым он себе не может позволить. ТП бережно относится (или, по крайней мере, стремится бережно относиться) к своему времени. Ему интересно, как живут другие люди, как они обращаются со временем и кому из них стоит подражать.

Тактил-продактик стремится насытить время красивыми эмоциями и глубокими переживаниями. Распоряжаться своим временем он в общем-то умеет, и поэтому спокойно воспринимает чужие советы, как его экономно использовать.

Собственные эмоции ТП обыкновенно не демонстрирует. Подобное поведение может выглядеть как холодность, но часто это лишь следствие того, что он стесняется навязывать свои эмоции другим людям. При этом тактил-продактик ценит людей, умеющих организовать свое и чужое время интересно и эмоционально приятно. Это вовсе не означает, что ему нравятся только болтливые весельчаки. Он нуждается в глубоких и умных людях, не скрывающих своих чувств по поводу происходящего, в том числе реакций негативных.

Веселый от природы нрав проявляется только тогда, когда ТП находится в теплой и душевной компании близких людей, ценящих и понимающих его. Свои эмоции почти <табу>. Чужие настроения-наоборот, интересны и желательны. Поэтому из тактил-продактиков часто получаются неплохие актеры, певцы, музыканты. Поведение персонажа изображать интересно и неопасно, потому что в этом случае никакой ответственности за чужие переживания нет. Хотя такая работа и изматывает тактил-продактика. Недаром такие яркие представители этого типа как В. Высоцкий и А. Миронов умерли молодыми.

* * *

ТП очень хочет знать, чего ему ждать от людей в перспективе, но редко может удовлетворить эту свою потребность и притом никогда не может сделать этого полностью самостоятельно. В своих ощущениях по этому поводу разобраться трудно. Обычно его оценки не идут дальше, чем <приятен или неприятен человек>.

В своем собственном характере тактил-продактик разбирается ненамного лучше, чем в характерах других людей. Собственные способности для него всегда немного загадочны; разобраться в них и решить, к чему стремиться, без помощи извне трудно. Это приводит к <лени>-состоянию, когда ТП не знает, к чему и как приложить свои способности. При этом он заинтересован в развитии, наилучшем приложении своих талантов. Если же тактил-продактику помогли разобраться в ситуации, поставили благородную цель и объяснили, зачем именно это ему самому нужно, он способен творить чудеса при достижении этой цели.

Недостаточное понимание характеров других людей приводит к тому, что тактил-продактик весьма осторожен в общении. Даже если кто-то ему приятен, он сокращает дистанцию медленно и осторожно, шаг за шагом, словно двигаясь по болотистой местности. Происходит это потому, что тактил-продактик слишком переживает за покой и независимость своих чувств и с трудом представляет, как установленные отношения будут развиваться в будущем. При сближении стремится постоянно контролировать желания-и свои, и партнера-и никак не позволяет им развиваться <не так>.

Однако ситуация резко меняется, если рядом с тактил-продактиком постоянно находится кто-то-родитель, друг, супруг-визуал-лингвик, уверенно разбирающийся в характерах людей и знающий, чего от них можно ожидать. Он корректирует отношения тактил-продактика и объясняет ему перспективы развития ситуации. Такая нехитрая помощь безмерно облегчает жизнь. В несколько меньшей степени такую помощь могут оказывать еще несколько типов: визуал-сциентик, визуал-трейдик, аудиал-лингвик и кинето-лингвик.

Тактил-продактик хочет любить и быть любимым, готов для симпатичного ему человека сделать многое. Появляется легкость и изящество в общении, сказывается природная склонность к аристократизму. Самостоятельно, без посторонней помощи трудно развивать эти качества. Поэтому многие ТП упрекают своих родителей в том, что те не дали им должного воспитания и образования.

Область личных чувств-самая таинственная для этого типа область человеческой жизни. Добиться хорошего отношения тактил-продактика нелегко, а разрушить его совсем просто. Он с огромным трудом прощает другим людям невнимательность к своим чувствам.

****

ТП-деловой человек, даже если это пятнадцатилетняя девушка. И в одежде для тактил-продактика понятие <прилично> значит не меньше, чем <красиво>. Его (ее) одежда, как правило, чистая и неброская, внешний вид безукоризнен. Так же ТП склонен одевать и своих близких.

Для тактил-продактика характерно умение тонко рассчитывать выгоду, получать максимальный результат в работе. Потом представители этого типа бывают редко и часто гордятся своим умением экономить. В денежных тратах обычно не склонны к авантюрам. Покупки продуманы, траты запланированы. Особенно сильно умение не тратить лишнего проявляется в сложной финансовой ситуации. Почти то же самое можно сказать про энергичность, активность, инициативность тактил-продактика. Они сильно зависят от <социального заказа>, наличия людей, которые ценят его таланты, любят его и надеются на него.

Обыкновенно ТП не стремится ни к власти, ни к чрезмерной роскоши. Если не умирает с голоду, не будет ни воровать, ни отнимать чужого. При этом совершенно не склонен поступаться тем, что принадлежит ему по нраву. Материальные интересы близких и свои личные он защищает безжалостно и хладнокровно.

Умение пользоваться правилами и правами предполагает хорошее их знание. Действительно, обычно ТП хорошо помнит логические правила и рассуждения, с которыми сталкивался. Глупость и нелогичность других его или удивляет, или смешит. Если ошибка сколько-нибудь серьезна, тактил-продактик не может с этим смириться и склонен ее тут же исправить. Другими это может восприниматься как занудливость, излишняя педантичность или наоборот, как практичная забота-это зависит от типа личности партнера.

Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: визуал-лингвик, визуал-сциентик, визуал-грейдик, аудиал-лингвик и кинето-лингвик.

Рекомендуемые сферы деятельности: материальное производство; правоохранительные органы; работа, требующая точной моторики; медицина, спорт, дизайн, кулинария, трудовое обучение.

 

Кинето-продактик (Штирлиц, ESTJ).

*

Наиболее сильная сторона личности кинето-продактика- прекрасно сформированное и развитое практическое мышление. Постоянно происходит ненапряженное, но очень внимательное и критичное наблюдение за происходящими вокруг событиями, собираются и анализируются факты. КП умеет получать необходимую для работы информацию. Способен делать далеко идущие выводы по незначительным деталям. Постоянно собирает информацию о причинах, последствиях происходящих вокруг событий, продумывает возможности выгодного использования полученной информации. В этих выводах кинето-продактик уверен, спорить с ним возможно лишь при наличии серьезных доводов.

КП уверен в своем умении рационально действовать. Когда работает, не любит, чтобы мешали, потому что чужие методы действия часто кажутся просто смешными. Зато сам любит руководить действиями других. Прекрасный организатор работы, производства. Собственная работа оценивается критично и совершается по большей части безукоризненно, особенно если это знакомая работа. Стремление сделать любую деятельность наиболее эффективной и красивой приводит к постоянному наблюдению за тем, как трудятся другие люди, и критике недостатков их работы.

За действия кинето-продактик ругает часто, а хвалит редко, считая, что стремление к идеалу и уменьшение числа огрехов естественно, и хвалить, таким образом, не за что. КП не любит работать за других, уверен, что каждый должен заниматься своим делом. Но если человек, особенно близкий, сам не может сделать работу, то кинето-продактик с удовольствием ему поможет, не забыв его при этом ворчливо поучить. Может быть несколько грубоват в этом. Важно понимать, что не у всех столь же замечательные способности к практической работе и не стоит их за это строго судить.

Из КП получаются великолепные хозяйственные руководители, которые всегда знают, какую работу назначить подчиненным и умеют правильно оценивать ее результаты.

Упорство и выдержка, настойчивость и неутомимость характерны для работающего кинето-продактнка. Он считает, что его самочувствие, тренированность и здоровье должны быть такими, чтобы он мог выполнить любую работу, какую только посчитает нужным. Когда добивается цели, себя не щади т и того же ждет от окружающих. Если он начальник, то требует от подчиненных безукоризненной работы, считая своим долгом создать условия, наиболее способствующие продуктивной работе. КГ1 считает также. что труд его подчиненных должен быть щедро оплачен, но не в ущерб делу. Своим умением организовывать комфортность труда. быт и здоровье других людей кинето-продактик гордится и не прочь продемонстрировать свои достижения. Мужчины и женщины этого тина обыкновенно хозяйственны, очень ценят комплименты по этому поводу и ради них готовы с упоением заниматься домом.

Если близкий работает нерационально, портит свое здоровье, кинето-продактик не преминет его покритиковать. Неряшливость других его раздражает, а умение других содержать себя в чистоте и умение готовить-пожалуй, единственное, чем он способен громко восхищаться.

КП умеет, если нужно, создавать удобные условия для работы, особенно в заботе о зависящих от него людях. Не позволит им работать, причиняя вред своему здоровью, неэкономично и некачественно. Готов иногда поступиться своим удобством ради других людей. Чем уважаемее человек, тем больше заботится кинето-продактик о его хорошем самочувствии. За своим здоровьем более или менее последовательно следит. Не аскет. Нередко из людей такого типа получаются хорошие врачи и тренеры.

Не тратит зря энергию и силы, чтобы в нужный момент использовать их подчистую для дела. Работая (то есть претворяя в жизнь свою идею, на других и у других работать терпеть не может), способен забыть о своем самочувствии и нуждается после таких взрывных трат во времени на отдых, особенно на эмоциональный отдых. Впрочем, при нормальной организации жизни такой отдых сам себе обеспечивает (спорт, хорошая компания или интересная книга).

* *

КП неплохо умеет регулировать конкретные формы проявления эмоций. Есть способности тамады. Может нравиться процесс приготовления пищи, потому что можно блеснуть искусством кулинара. Кроме того, приготовленным можно весело и гордо угощать гостей. Умение регулировать конкретные формы проявления эмоций помогает кинето-продактику контролировать рабочую ситуацию. Для этого могут использоваться различные приемы, но управление эмоциями окружающих не может быть слишком долгим, иначе оно сильно утомляет.

Довольно подозрительно относится к чересчур положительным эмоциям других, считая их бесцельными, отвлекающими от решения важных проблем, а то и хуже того-камуфляжем истинного настроения.

Лучше разбирается в конкретных эмоциях, чем в их причинах, кроющихся в характере человека. Поэтому очень осторожен в выборе друзей. Они должны предварительно пройти проверку на то, что их настроению можно сочувствовать и что они сами будут сочувствовать его переживаниям. Опасается чужой эмоциональной режиссуры в кругу, где чувствует себя лидером. Ревниво за этим следит. Временами перед ним остро встает вопрос, каким образом управлять настроением другого человека. По этому поводу могут быть некоторые комплексы. Помочь может изучение характеров людей. Для этого существуют три источника-книги (театр, кино), общение с людьми, которые от природы обладают прекрасными способностями к пониманию людей и, наконец, консультации специалистов-психологов.

КП проводиг немало времени за планированием своих действий и работы своей фирмы (если она у него есть).

Относительно спокойно перекраивает рабочее время, рационально его планирует, расставляет смены, составляет графики и т. п. Особенно после некоторой тренировки. Дальновиден в предсказании последствий поступков и действий (и своих собственных, и поступков окружающих). Гораздо более прозорлив в этом, чем в предсказании последствий тех или иных эмоций. Поэтому если еще имеет и информацию о характерах и деловых способностях людей (в первую очередь, от друзей с соответствующим типом), его планирование становится очень эффективным.

Свои планы кинето-продактик последовательно воплощает. Если у него это и не выходит, то из-за неточного представления о том, какой будет субъективная реакция других людей. Поэтому если не получается их воодушевить, кинето-продактик иногда насильно заставляет их делать то, что, по его мнению, нужно. Иногда это может приводить к нежелательным последствиям.

Мешать исполнению планов КП может также недопонимание им внутренних законов развития объективных и субъективных процессов. Видение перспектив и ретроспектив событий нестабильно. Какие-то важные тенденции могут упускаться из виду. Для преодоления этого необходимо оставлять свободное от работы время для раздумий.

КП обычно хороший производственник, но он редко умеет рекламировать свой товар. Еще хуже знает, что из того, что он делает, перспективно, а что-нет. Если за высокое качество своей работы он спокоен, и уверен (почти), что и в будущем сможет работать не хуже, то перспективы своих переживаний он предсказать, как правило, совершенно не в состоянии. Так же смутно представляет себе развитие личности, считая этические и интеллектуальные качества человека практически неизменными.

Мышление кинето-продактика конкретно, и следить за полетом абстрактной мысли ему хочется редко (но когда такое случается, хочется довольно сильно). Его интересуют по большей части реальные факты, материальные результаты работы. Любой КП в глубине души считает, что стабильный результат дает только упорный и честный труд.

* * *

Любой кинето-продактик, если только он не обижен на все человечество, стремится проявлять только свои хорошие черты, быть обаятельным, воспитанным и симпатичным. Однако это желание часто так и остается только желанием. При всем своем старании быть -чутким, КП не застрахован от грубых ошибок в общении. Собственная бестактность им не осознается, пока на нее не укажут и не объяснят. Но если объяснят, то КП будет готов извиниться и исправиться, важно только правильно объяснить.

Для представителя этого типа, особенно молодого, характерно считать людей одинаково хорошими, добрыми и честными. К сожалению, обычно это быстро проходит, и если кинето-продактику не повезло, и он не встретил на своем пути действительно честного, умного и хорошо разбирающегося в людях друга, то рискует из откровенного и доброжелательного человека превратиться в угрюмого и замкнутого.

Характеры других людей воспринимаются кинето-продак-тиком так же смутно, как отношения и чувства. Он склонен эту сторону человеческого бытия вовсе исключить из рассмотрения, ориентируясь на рабочие качества и положение людей. КП ценит, когда ему объясняют чувства, отношения и характеры людей. Руководитель с таким типом личности нуждается в секретаре с тонким чувством такта, умеющем объяснить отношения в коллективе.

Наименее самостоятельная и одновременно самая чувствительная сторона личности-это внутренние духовные переживания и субъективное взаимоотношение характеров. То очень хочется тонких, облагораживающих отношений с окружающими, то совершаются поступки или говорятся слова, которые серьезно эти отношения портят. Об этой своей непоследовательности лучше помнить и по возможности ее компенсировать. Первое, что нарушается при чрезмерной активной деятельности, к которой КП склонен, это внутренняя гармония чувств. Усталость от активности, особенно если она была пустой, моментально сказывается на отношениях с окружающими. Кинето-продактик может становиться то чересчур грубым, то наоборот, слишком зависимым от чужих симпатий. Облагораживающие отношения с умными тонкими и культурными людьми-тот тыл и капитал, который ничем не заменить. Чем он прочнее, тем более расширяются возможности для реализации талантов, а также для финансового и делового успеха кинето-продактика.

* * * *

КП чувствует свое призвание в борьбе за поддержание порядка, который обеспечивал бы материальное процветание людей и их защиту. КП раздражают устаревшие порядки и правовые нормы, он готов активно бороться за их изменение, особенно там, где это способствует его собственной выгоде. Однако не нарушает договоров и принятых на себя обязательств, пока поведение партнера не становится уже совершенно невыносимым. Не выполняющие обещаний и непунктуальные люди не могут заслужить уважения КП.

Качество объектов, по мнению КП, свидетельствует о характере их владельца и изготовителя, поэтому все вещи, принадлежащие кинето-продактику, в порядке.

Для достижения должного качества работы довольно свободно манипулирует деньгами и материальными ценностями. Может очень умно переставлять людей в зависимости от их деловых качеств, менять статусы, вводить должности, смело создавать новые организации, укреплять и бороться за уже существующие. Есть таланты экономиста. Возглавляемые организации стремятся вывести на максимально рентабельный и современный уровень. Готов много думать и много делать для того, чтобы они были максимально крепкими. Почти не расходует зря денег, не разбазаривает имущество и не упускает из сферы своего влияния квалифицированных специалистов. Во всем этом может даже несколько переусердствовать.

КП крайне раздражают некачественные материальные результаты работы. В борьбе за качество может забыть о многом. Склонен жестко наказывать бракоделов среди подчиненных, когда таковые появляются. Если сам вынужден создать некачественный материальный продукт (товар), внутренне мучается и злится. Все, что он делает, должно быть выше мировых стандартов, иначе работать скучно. Его идеал-отлаженное до блеска стабильное производство под его руководством и интересная личная жизнь.

Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: аудиал-лингвик, аудиал-трейдик, аудиал-сциентик, визуал-лингвик и тактил-лингвик.

Рекомендуемая сфера профессий: материальное производство, строительство, хирургия, юриспруденция, правоохранительные органы, военное дело.

 

Аудиал-лингвик (Достоевский, INFJ).

*

Отношения-это незаметные ниточки, связывающие одного человека с другим. Эти ниточки-не только симпатии и антипатии, желания и амбиции, но и этика в самом высоком смысле слова. Аудиал-лингвик видит, как характер, талант, возможности людей формируют эти отношения и создаются под их влиянием сами. Субъективные отношения в понимании АЛ-это развитие, само- и взаимовоспитание; он специалист по изучению нравственных норм. Аудиал-лингвика интересует сущность этики, ее философское обоснование; здесь и красота, и духовность. Независимо от пола, возраста и образования, он всегда стремится стать <совестью общества>, пусть это общество и ограничивается несколькими друзьями. АЛ редко пишет научные трактаты, чаще (если, конечно, вообще пишет)-глубокие психологические романы, теологические, этико-философские труды.

Понятно, что далеко не всякий человек такого типа находит необходимым писать книги, но ни один не сомневается в необходимости неустанно и непрерывно совершенствовать общепринятые этические нормы и постоянно незаметно воспитывать окружающих. Но так как глубина и причины отношений его интересуют больше, чем форма и сила, аудиал-лингвик обычно совсем не навязчив.

В новую для себя компанию аудиал-лингвик входит способом весьма оригинальным. Сначала возникает такое ощущение, будто он не занимает вообще никакого места,-более того, чувство легкости и симпатии, которое он приносит с собой, как будто увеличивает физический объем любого, даже самого тесного помещения. Уважение к чужим правилам игры-изначально, еще до того, как состоялось знакомство,-стиль поведения АЛ. Он прекрасно понимает, что хорошо, а что плохо, но навязывать свои взгляды никому не будет, пока не решит, что пришло время. Но и тогда он будет действовать очень мягко и остановится по первому же требованию.

Своих близких, особенно детей, АЛ в вопросах этики корректирует гораздо более категорично. Происходит постоянное воспитание, но без <воспитывания>. Сам он крайне разборчив в знакомствах, хотя умеет приспосабливаться к кому угодно. Тому же учит других, учит своим примером, объясняет, но не давит, если тому, с кем он общается, не нужно такое давление. Форму воздействия подбирает для каждого индивидуально, умеет быть приятным каждому и при этом оставаться самим собой. Он не понимает людей нечутких, безнравственных, с дурным характером, но воспитать кого-то ему обычно легче, чем от него избавиться. В тех редких случаях, когда <подобрать ключик> не удалось, ничего другого не остается, кроме как надеть маску холодности, сделаться отвратительно вежливым и демонстративно независимым. Никто другой не умеет так хорошо использовать слова и интонации-и как лекарство, и как оружие.

Хороший и умный аудиал-лингвик-это человек, для которого чужого горя не бывает. В этом случае он может быть до крайности настойчивым собеседником и утешителем. <Я не виноват в том, что ему больно, но виноват в том, что ему все еще больно>. Такой аудиал-лингвик-<психотерапевт> высшего класса. Ничего вроде не сказал, а на душе полегчало. Несмотря на все это, желательно, чтобы пациентов у него было не слишком много, иначе он будет разрываться, не в силах никому отказать в сочувствии.

Иногда на АЛ накатывают приступы стыда за окружение: почему они так радуются этой тупости, почему так неадекватно реагируют на эти ужасные (прекрасные) слова. Реакция других субъективиков в такой ситуации бывает иной. Кинето-трейдика и кинето-лингвика, например, тоже не радует такая реакция окружения, но им становится неловко; стыдиться здесь нечего- надо менять окружение.

* *

Аудиал-лингвик всеяден до удивления в том, что касается <логики отношении в объективном мире> (физические, химические законы, различные интересные связи и связочки между деталями мироздания). Он, в зависимости от своего интеллекта и образования, стремится узнать обо всем этом как можно больше. АЛ может чуть ли не тоннами поглощать научную и научно-популярную литературу. Интересный способ измерения творческого потенциала аудиал-лингвика-<по весу> изученной им такого рода литературы. Но это еще не все. Прочитанное надо обсудить, продемонстрировав при этом свои знания и умение порассуждать на досуге.

Однако менять логические законы аудиал-лингвик совсем не стремится-зачем же менять? Их нужно исследовать и использовать. Точно так же он относится к логике других. Из людей этого типа иногда получаются великолепные преподаватели математики, физики, химии-много знающие, умеющие объяснять и уважающие ошибки других людей как свои собственные.

Что касается самостоятельной научной деятельности, то она если и дает какой-то результат, то вовсе не за счет изучения и использования логики, а скорее благодаря умению нетрадиционно мыслить и развивать оригинальные идеи. Многие аудиал-лингвики, которых ненасытность во всем, что касается науки, привела на естественные факультеты университетов, впоследствии, получив запас знаний, ушли в литературу, искусство, театр-сферы, лежащие в области их свободного творчества.

АЛ уверен в том, что не имеет права слишком сильно увлекаться логическими выкладками во вред чему бы то ни было, но умеет соотносить найденное решение с образцом, общепринятым стандартом, контролируя тем самым его правильность. Так же, несмотря на всю свою декларативность, он не любит навязывать другим свой вкус. Наблюдая за отношениями между объектами, АЛ делает вывод об их материальной и эстетической ценности. Если эти <объекты>-люди, то об их силе, красоте и общественной значимости аудиал-лингвик судит по тому уважению, которым они заслуженно или незаслуженно пользуются, по их авторитету и месту в иерархии (какой угодно). Например, определить стоимость вещи, оценить ее красоту и изящество или сказать что-то определенное о силе, квалификации и внешних данных человека ему трудно. Он вычисляет все это косвенно- через связывающие людей или вещи объективные игношения (цена, статус, авторитет и т. п.). Этот процесс идет где-то на периферии его сознания, и поэтому плохо поддается контролю.

Довольно часто оказывается, что результаты этого процесса недостаточно хороши или даже вовсе плохи. Но делать нестоящие покупки, не иметь эстетического вкуса, не выглядеть сильным и красивым аудиал-лингвику стыдно и тяжело, поэтому он старается застраховаться от подобных неприятностей заранее. АЛ вживается в образ, наиболее приличный в данном обществе, старается выглядеть не хуже и не лучше, чем принято. Самостоятельным доведением внешнего вида людей и вещей до блеска он, как правило, не занимается, скорее по причине нерешительности, чем из-за недостатка вкуса. Для уверенности в том, что его внешность в порядке, что он достаточно элегантен и привлекателен, аудиал-лингвику необходимо подтверждение других людей, а иногда и прямая поддержка-обязательно тактичная, безоценочная и ненавязчивая. АЛ очень не любит, когда критикуют его практичность или внешние данные; скорее всего, он постарается прекратить подобный разговор, и чем скорее, тем лучше, даже если для этого придется сказать <критику> что-нибудь неприятное.

АЛ способен самостоятельно изучить собственные конкретные качества, только не надо вносить в этот процесс неразбериху и разброд своими негативными оценками, стоит только внимательно относиться к его проблемам, поддержать и похвалить когда нужно.

* * *

В своей работе, действиях аудиал-лингвик стремится слиться с окружающей действительностью. Обыкновенно он не может бездействовать, когда другие работают. Иногда работает даже тогда, когда остальные самым примитивным образом валяют дурака. Его моторную активность необходимо направлять и регулировать, указывая на неэффективность и бесполезность некоторых действий. АЛ только тогда чувствует себя хорошо, когда уверен, что его труд нужен другим, высоко ими ценится. Неплохо также, если следствием труда будет улучшение его материального положения и состояния здоровья. В том случае, если окружающие не обращают внимания на его работу, он начинает нервничать, обижаться; то он суетится, бегает как заведенный, то наоборот-лежит, ничего не делая, и полистывает журнальчики, в то время как ему необходимо работать. Так и заболеть недолго, к тому же возможна путаница в финансовых делах.

Труд для него-это постоянное жертвоприношение: ничего не жаль для хороших людей. Важно только, чтобы эти хорошие люди заметили жертвенность этого скромного героя труда и не дали ему окончательно себя угробить. Впрочем, постепенно, хоть и не без проблем, но АЛ приобретает умение не тратить своих сил, здоровья, денег зря. Но и в этом случае он с удовольствием слушает умные советы, касающиеся его работы, особенно высказанные спокойным, уверенным тоном. На критику методики, способа действия он не обижается: стоит ли обижаться, когда так заботятся? Когда же критикую! результат работы, качество того, что получилось, это уже нехорошо.

Если аудиал-лингвику случится заболеть, то причину этой болезни он будет искать в каких-то своих неправильных действиях. И было бы очень неплохо, если бы окружающие заботились и помогали ему лечиться и объясняли, как стоит себя вести, чтобы в следующий раз не заболеть.

* * * *

АЛ внимателен к чужим эмоциям, особенно к отрицательным. Стремится выяснить их причину и исправить, если может. У него талант в области психологии и способность непринужденно и легко завоевывать доверие практически кого угодно.

Заметив грустного человека, аудиал-лингвик захочет подойти к нему, обязательно поговорит, даст ему выплакаться. Люди такого типа бывают непревзойденными утешителями, в заботе о настроении других забывающими о своем собственном. Более того, если помогать некому, если ни у кого нет повода изливать душу, нет эмоциональных проблем, которые надо решить, АЛ чувствует себя ненужным, его время пусто, настроение неустойчиво. При длительном эмоциональном бездействии внутреннее напряжение возрастает, и чтобы дать ему выход, он может <без причин> плакать и смеяться или, скажем, писать стихи.

Аудиал-лингвик хорошо представляет себе развитие отношений между людьми, то хорошее, что сулит будущее. Ему нравится играть роль доброго пророка и помогать осуществляться своим пророчествам. Если его слушают и его добрые правдивые сказки помогают людям, значит, он нужен. Нередко среди аудиал-лингвиков попадаются очень умные и грамотные историки, особенно историки искусств.

Сам обладая развитым воображением, аудиал-лингвик никого не критикует за его недостаток. Он ему лишь удивляется. Примерно так же относится к тому, как расходуют время другие люди. Собственное времяпровождение зависит от настроения, но все, что нужно, он успевает и опаздывает редко. Если опаздывает другой, АЛ предпочитает этого тактично не заметить.

Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: кинето-продактик, кинето-сциентик, кине-то-трейдик, визуал-продактик, тактил-продактик.

Рекомендуемые сферы деятельности: гуманитарно-теоретическая, культура, литература, психотерапия, гуманитарное образование, литературоведение, журналистика.