Описания типов (по Слинько)

ВУНДЕРКИНД (Дон Кихот, ENTP)

Склонен к отвлеченным размышлениям, исследованию абстрактных вопросов. Всегда полон необыкновенных идей. Видит перспективные возможности, открывающиеся в окружающем мире.

Логичен в высказываниях, легко понимает взаимосвязь явлений. Может, не испытывая чувства дискомфорта, длительное время заниматься логической работой: изучением и систематизацией литературы, программированием и т.п.

Стремится к тому, чтобы окружающие видели в нем волевого, решительного человека. Не пасует перед внешним давлением, смело идет "против течения", доводя до конца свою линию.

Плохо ориентируется во взаимоотношениях людей. Может допускать неэтичное поведение, при этом в ответ на замечания раздражается.

Нуждается в красивой, гармоничной обстановке. С удовольствием выслушивает советы, касающиеся эстетики. Старается интересно одеваться.

Предпочитает живую, эмоциональную беседу. Яркие эмоции партнера оживляют его, побуждают к деятельности.

Каждый из Вундеркиндов считает себя гениальным. Во всяком случае, впереди идущим. Это проявляется и на бытовом уровне, не всегда красиво. Так, Вундеркинд не переносит, если кто-то идет по тротуару впереди него. В этом случае "гений" наступает на пятки, старается обогнать, а затем — сдерживать вас своей спиной.

Завышенная самооценка у Вундеркинда имеет некоторые основания. Так, он действительно непрерывно генерирует необычные идеи.

Не все Вундеркинды — Эйнштейны, но даже на рабочем месте, например, грузчика Вундеркинд твердо уверен, что среди грузчиков (и всех остальных людей) ему нет равных, потому что он нетрадиционно видит способ продевания паса под шифоньер.

Конечно, Вундеркинду стоит заниматься наукой. Там есть простор для его вычурной фантазии. И есть вероятность, что идея действительно окажется стоящей и будет по достоинству оценена ученым миром. Известны примеры.

Так, Вундеркиндами были Эйнштейн, Карл Маркс и Зигмунд Фрейд. Лучшему из Вундеркиндов — Аушре Аугустинавичюте — принадлежит идея соционики.

В то же время, Вундеркинду трудно быть психологом. Ведь психология — это непрерывное выяснение внутренней сути человека, постоянное возникновение, видоизменение и разрушение отношений с людьми.

Вундеркинду дано глубинное видение, которое хорошо работает, будучи нацеленным на что угодно, только не на живого человека.

Вундеркинд смело дает вычурные оценки людям (в своем традиционном духе), но эти оценки слишком мало совпадают с реальностью.

Еще большая трудность заключается в том, что отношения между людьми, а также вопросы этики служат для Вундеркинда настоящим камнем преткновения. Он никогда не знает толком, как следует обращаться с людьми.

По сей день ортодоксальные психоаналитики казуистически чтут традицию, восходящую к Фрейду: они кладут пациента на кушетку, а сами садятся позади его головы, так что человеческий контакт сведен до минимума. Некоторые даже утверждают, что это делается для повышения эффективности сеанса.

А между тем, мизансцена эта имеет один-единственный смысл: доктор Фрейд, как Вундеркинд, просто-напросто не любил общения с людьми. Он больше уставал от одного живого пациента, чем от написания тома "Толкование сновидений".

Нам довелось наблюдать, как один наш коллега-соционик сказал клиентке, которая просила продиагностировать ее тип: "Принесите вашу фотографию, с ней работать мне будет проще..."

Одна женщина — Вундеркинд — долгое время работала в Киеве на телефоне доверия. Представляете, к примеру, звонят ей по поводу несчастной любви... Ей было тяжело, но гораздо страшнее другое. Наверняка, в часы ее работы число самоубийств возрастало.

Вундеркинду непосильно тяжело работать педагогом, воспитателем. Несмотря на то, что он, в общем, хороший диагност, из всех врачебных профессий Вундеркинду подойдут лишь рентгенология и хирургия, где общение с пациентом, как таковое, минимально.

Соответствующими данному складу личности являются профессии абстрактно-технические (математик, инженер-конструктор, программист и т.д.).

В деловой сфере Вундеркинд нужен тогда, когда требуется разрушить рутинную схему, предложить новые, оригинальные пути развития предприятия.

Власть над людьми Вундеркинду лучше не предоставлять. Для выполнения функций менеджера, администратора существуют более подходящие типы.

Если Вундеркинд выбивается в начальники, тут уж отсутствие у него таланта человеческого общения проявляется в полной мере. "Почерк" такого руководителя характеризует не столько даже авторитаризм, сколько бестактность.

Вундеркинд-начальник действует по принципу: "Да, я веду себя некрасиво, зато я гениальный, поэтому могу себе это позволить".

Вундеркинд способен возглавлять нетрадиционные направления, в том числе наукоемкие, что само по себе весьма ценно.

Впрочем, Вундеркинду этого объяснять не нужно о своей необыкновенной ценности он всегда осведомлен лучше, чем окружающие...

СИБАРИТ (Дюма, ISFP)

Тонко разбирается в красоте, обладает превосходным эстетическим вкусом. Умеет одеваться красиво и оригинально. В доме создает теплую, уютную обстановку. Большой приверженец комфорта, при этом стремится разнообразить впечатления и ощущения.

Быстро и точно оценивает настроение человека. Очень общителен, слывет обаятельным собеседником. Эмоционален, импульсивен, бывает вспыльчив. Обожает интриги, но конфликты старается разрешить (в свою пользу).

Старается всюду успевать вовремя. Может совершать нерациональные поступки. Любит делать покупки, при этом безошибочно выбирает наилучший товар. Однако лишен уверенности в сфере финансов и технологии. Если занимается этим, то без особого успеха.

Симпатизирует людям, которые преисполнены интересных идей, устремлены в будущее, занимаются значительным, перспективным делом. Любознателен, с удовольствием послушает о разных таинственных вещах.

Очень ценит во всем логическую стройность и непротиворечивость. Люди, умеющие показать взаимосвязь вещей, приводят его в состояние восторга.

Эстетизм Сибарита вовсе не заключается в безудержном стремлении к наслаждениям. Скорее, это проявляется в самобытном художественном вкусе, а также в умении получать истинное удовольствие от обычных, казалось бы, вещей.

Сибарит кажется мягким, теплым, "уютным" человеком. Однако это впечатление верно лишь до определенной степени. Сибарит бывает и весьма жестким — как в эмоциональном, так и в физическом плане. Он напоминает кошку: ласковая нега легко может переходить в когтистое нападение. Недаром так здорово озвучил кота Матроскина Сибарит Олег Табаков.

Сибарит обычно находит себя незаурядной личностью. Пожалуй, только Вундеркинду, который непрерывно с милой беззастенчивостью требует пальму первенства, Сибарит готов ее уступить.

Впрочем, многое зависит от воспитания: бывают исключительно интеллигентные и скромные Сибариты.

Счастлив тот Сибарит, который избрал своей профессией живопись, искусство, артистическую деятельность. Оперетту наверняка придумал Сибарит. Всплески эмоций, манерность, интрижки вот стихия Сибарита в сфере человеческих отношений. Вспомните многотомную хронику дворцовых интриг и мушкетерских трапез Сибарита Александра Дюма.

Неплохо ладит Сибарит и с техникой. Каждый Сибарит влюблен в мотоцикл (не только мужчина, но и женщина). В мотоцикле его пленяет не столько техническое чудо (хотя покопаться в механике, как и в красках, стряпне и т.п.. Сибариту, в общем, приятно), сколько даримое им ощущение полета, "живой" скорости.

Довольно часто Сибариты идут в техники или математики. Но это не лучшее решение. Больших успехов на такой стезе Сибарит вряд ли достигнет.

Что касается медицины, то это будет хороший выбор. Практически по всем медицинским специальностям. Хороший, но не лучший.

Сибариту кажется, что он знает людей и является превосходным психологом. Это не совсем так. Действительно, люди — это стихия Сибарита. Но к данной сфере он подходит, в основном, в разрезе эстетических впечатлений. По этому каналу можно иногда получать весьма тонкие результаты, но для психолога важнее другое: постоянное достоверное проникновение во внутренние механизмы человеческой души и объективную суть взаимоотношений людей. В психологии Сибариту, во всяком случае, есть смысл заниматься физиогномикой.

Талант красиво одевать людей, а также кулинарию, интерьер-дизайн и архитектуру мы отнесем к разряду художественно-артистических профессий...

Из Сибарита получится также отличнейший дачник или фермер. (Помните, кот Матроскин: "Вот куплю еще одну корову..."?)

Внимание: бизнес Сибариту противопоказан!

Когда Сибарит приходит на рынок, то любо-дорого посмотреть, с каким действительно незаурядным вкусом он выбирает сало или абрикосы, но впечатление безвозвратно портится, как только дело доходит до расценок и расчетов...

"Средний класс": в одной хорошо известной нам фирме девушка-Сибарит работает главным экономистом. Образование: экономический вуз. Стаж: около 10 лет. Приходит в дрожь от необходимости подписать рядовую платежку. Бегает консультироваться на сей предмет с главным бухгалтером, которая по типу Софист. Невротизирована до крайней грани, за которой клинический психоз. Аргументация президента фирмы: "Зато она патриот, верный фирме человек..."

Надо сказать, что Сибаритов просто-таки магнитом тянет в коммерцию. Их удельный вес в рядах торгашей-"челночников" может вызвать почтение. В одном киевском Сбербанке весь персонал представлен этим соционическим типом. И только управляющая Сбербанком — Плановик.

Сибарит-начальник всего себя посвящает сибаритству. С подчиненными не церемонится. На пути к желанному креслу бывает не столь уж щепетилен. Запросто может выжить коллегу или "уйти" подчиненного.

СОФИСТ (Робеспьер, INTJ)

Любое явление подвергает логическому анализу. При этом мыслит непредвзято, демонстрирует возникающие парадоксы, совершает неожиданные логические ходы. Любит подискутировать, готов отстаивать свою точку зрения в споре с любыми авторитетами.

Предмет изучает глубоко, старается проникнуть в первоосновы. Привержен простому, без излишеств, образу жизни. В быту недостаточно подтянут, чаще, чем следует, находится в состоянии "расслабленности".

Стремится познать разнообразие мира человеческих характеров и отношений. В общении вежлив, старается быть "хорошим" для всех. Этические нормы черпает из литературы, кино, из круга общения. Тем не менее, во многих ситуациях оказывается неспособным правильно проинтерпретировать этико-психологические аспекты.

Грешит неадекватным проявлением волевого напора. Не уверен в оценке своего физического самочувствия. В качестве компенсации испытывает тягу к закаливанию, физическим упражнениям, физическому труду.

Нуждается в ярком эмоциональном фоне. Испытывает удовольствие от общения с эмоциональным собеседником. Сам также интенсивно эмоционирует, особенно в дискуссиях. Особое значение придает эстетизму. Его идеал всеобщая красота и целостная гармония мироздания.

Способность к логическому анализу традиционно ассоциируется с "умом". Соционика развенчивает это заблуждение. Она предлагает точные обозначения для всех видов "ума": логического, этического, интуитивного, сенсорного.

Каждый человек в чем-то слаб, а в чем-то талантлив. Коммуникатор, с его слабыми логическими задатками, блестяще разбирается в тонкостях человеческих характеров. Сибарит, с его жалкой коммерческой жилкой, любому даст сто очков вперед в своем художественном видении мира.

Мы не хотим преуменьшить достоинства Софиста, но справедливость требует подчеркнуть, что среди Софистов и Механиков — типов, у которых логика является сильнейшим качеством, недалекие, низкоинтеллектуальные личности встречаются столь же часто, как и среди всех остальных типов.

Тем не менее, в субъективном восприятии самого Софиста, который ощущает в себе способность логически анатомировать определенные вопросы, этот инструмент кажется всесильным, что побуждает Софиста применять его к любым предметам.

Между тем, далеко не всякая сфера человеческой мысли подвластна "голой" логике. Поэтому Софист, например, — весьма посредственный психолог. Тем не менее, Софистов в психологии тьма; их привлекает возможность плодить наукообразные статьи, насыщенные мертвыми логическими конструкциями, одновременно развивая свою слабую функцию: понимание человеческих отношений.

Данная функция у Софиста, лишь чуть менее слабая, чем у Вундеркинда, отличается приторной книжностью, косностью, стремлением узко следовать тому, что мы выше назвали этикетом.

Наукообразие результатов Софиста обеспечивает ему быстрейшую, по сравнению, например, с Психологом, защиту диссертации по психологии. Его аргументация логически убедительна, его схемы выстроены непротиворечиво...

Мертворожденность всех этих конструкций становится очевидной, когда вы убеждаетесь, что в жизни-то ничего похожего не наблюдается.

Но дело уже сделано: Софист успел засорить многочисленные умы ложными убеждениями, и не так-то просто их после этого "вычистить". Переучиваться всегда труднее, чем учиться...

Вред от Софиста в психологии очевиден. Соционика страдает от засилья Софистов чрезвычайно. Некоторые наши коллеги-Софисты, наверняка в глубине души чувствуя это, нашли интересный (вот уж действительно софистический) выход: они не соглашаются, что соционика-это психология (!). Предпринимаются попытки представить соционику как некую сверхнауку, которая напрямую объясняет практически все.

Подобные поползновения к глобализму свидетельствуют как раз об интеллектуальной ограниченности И профессиональной импотентности.

Соционика действительно может объяснить многое, но не "лобовым" применением. Соционика — наука тонкая. Механизмы, с которыми она оперирует, настолько утонченны, что понимание их доступно немногим. Софист просто не обладает требуемой степенью психологической утонченности и не воспринимает истинную суть соционических явлений.

Попытки же компенсировать этот принципиальный дефект логической (и "этикетной") агрессией объективно наносят соционике лишь вред.

Во многих других сферах деятельности Софист выглядит более предпочтительно.

Наилучший штурман — это Софист. Данный соционический тип просто превосходно ориентируется в пространстве и времени. Любит ходить пешком на большие расстояния, в основном по благоустроенным территориям. Охота Софисту нравится меньше: в ней слишком много физического дискомфорта.

Качества оратора, спорщика позволяют Софисту быть хорошим педагогом-предметником. Более уместной, чем в психологии, здесь оказывается страсть к тривиальным нравоучениям. Сам Софист вынужден всю жизнь учиться премудростям людских отношений, которыми переполнена педагогическая стихия.

Софисту подвластны инженерные профессии любого профиля. Особо отметим системное программирование.

Силен Софист в шахматах и прочих логических играх, всегда не прочь составить партию Игроку.

В медицине Софист — неплохой терапевт и отличный хирург: ведь "оператор" должен уметь не хуже инженера прочертить четкую линию и разобраться в устройстве сложнейшей системы человеческого организма...

Известный кардиохирург Николай Амосов — Софист. Диагност из Софиста может получиться превосходный, но — в диагностике технической.

Известна история о советском физике Петре Капице, который, когда ему предложили починить сложный электродвигатель, даже не стал снимать кожух, а просто обошел вокруг, затем попросил молоток, ударил по определенному месту- и двигатель заработал...

Софист — прекрасный математик, но самое-самое его дело — это философия. Вот где могут во всю мощь развернуться его логическая оригинальность, страсть к софизмам и парадоксам, к глобальному объяснению мироздания...

Бизнесмен из Софиста получается, как правило, средний. Он вяловат в продвижении дел, несмотря на поверхностную эмоциональность. Во главу угла ставит не эффективность, а структурирование предприятия.

Софист-бухгалтер "дрожит" над каждой копейкой. Для бухгалтера это, может, и хорошо, но уже главному бухгалтеру, а тем более финансисту-экономисту не к лицу быть финансовым цербером: здесь в выигрыше оказываются те соционические типы, которые подходят к делу более творчески.

А вот менеджер из Софиста хороший. Софист-начальник обычно отличается редкой для начальника корректностью и доброжелательностью. (Впрочем, бывают и исключения.) При этом он обладает всеохватным ведением о своем подразделении. Данный соционический тип — один из наиболее желательных, если речь идет о руководителе.

ИГРОК (Гюго, ESFJ)

Непревзойденный мастер эмоций. Эмоционирует ярко, красиво, артистично. Не только творчески владеет собственными эмоциями, но и великолепно чувствует тончайшие оттенки настроения других людей. Человек впечатления. Способен искренне радоваться за других. Может и, наоборот, оказывать на собеседника эмоциональное давление. Эстет. Создает в доме красивую, комфортную обстановку. Испытывает постоянную потребность в приятных ощущениях, стремится их разнообразить. Всегда уверен в собственном вкусе, умеет себя "преподнести". Одевается чаще ярко, эффектно. Придирчиво оценивает внешность других людей. Стремится быть деловым человеком. Демонстрирует окружающим свою рассудительность, здравый смысл. Придает большое значение успеху по службе. Старается достичь материального благополучия, для этого может пойти на деловой риск. Игрок по натуре, азартный, увлекающийся человек.

Всегда чем-нибудь занят, "весь в делах". Часто не может всюду успеть, опаздывает на встречи. Живет, будучи полностью погружен в многоцветие конкретной обстановки; не любит загадывать на будущее.

Говорит, что ему нравятся "умные люди". Затаив дыхание выслушивает стройные, точные теории. Старается сам быть логичным.

Во всех явлениях ценит глубокое внутреннее содержание. Люди, умеющие вскрыть и показать глубинный план, дарят ему новое вдохновение.

Игрок — один из лучших психологов. Однако, в отличие от, допустим. Психолога, ему интересно именно поиграть с человеком. При этом игра для него — занятие серьезное, и игрок он, как правило, честный.

Книга известного психолога Эрика Берна (Игрок) так и называется: "Игры, в которые мы играем"

Владислав Листьев (Психолог) умел представить человеческие характеры тоньше и глубже, но атмосфере игры "Поле чудес", по-видимому, все же больше отвечают азарт и искрометная эмоциональность Леонида Якубовича (Игрок).

Вообще, Игрок — блестящий шоумен. И, конечно, актер. В этой связи интересно сравнить, к примеру, артисток оперетты, одна из которых — Сибарит, другая — Игрок. Обе как нельзя лучше подходят для данной профессии. Отличие в том, что Сибарит смотрится утонченнее, эмоционирует более непосредственно, но и несколько упрощенно по сравнению с актрисой-Игроком, которая умеет передать интересные нюансы настроений, а при необходимости — "включить" энергетику, которая способна затмить даже эмоциональность Сибарита.

Игрока очень сложно обмануть. Он чувствует изменения энергетических и физических параметров человека не хуже, чем детектор лжи. Игрок — живой "детектор лжи".

Игрок — серьезный человек, в то же время азартный. Казино — это, безусловно, его изобретение. Атмосфера игры полностью поглощает его, заставляет забыть о времени. Недаром в игорных домах Лас-Вегаса окна всегда зашторены, игра идет круглосуточно без различения дня и ночи.

Игрок-крупье или владелец казино — это, безусловно, человек на своем месте.

Надо сказать, что Игрок — один из самых универсальных соционических типов в смысле профессиональных рекомендаций. Ему доступны очень многие виды деятельности, в том числе связанные с бизнесом, бухгалтерией, медициной, педагогикой, спортом и т.д. Неправильно поступит, пожалуй, лишь Игрок, который профессионально займется экономическим планированием или прогнозированием, а также точными абстрактными науками (например, математикой).

И незачем Сильвестру Сталлоне снова и снова пытаться повысить свои результаты по тестам: истинный его ум заключается в большом человеческом таланте, в любви, с которой он создавал своего героя — простого и "неумного" парня Рокки, глубоко трогающего душу зрителя.

Забавно выглядят и подсчеты числа вариантов трансакций у Эрика Берна, в то время как даже базовые варианты служат весьма условными ограничителями, когда он выявляет истинно живую психологию, не в пример иным Софистам и другим "технарям", которые за сухостойными деревьями формальных построений не видят зеленого леса жизни.

Игрок-начальник весьма благожелателен и великодушен. Иногда, правда, бывает грубоват, любит покомандовать. Впрочем, для босса это простительно...

Вообще же для этого соционического типа власть, достижение вершин общественного положения далеко не главное. Это человек, который наделен талантом жить ярко и интересно, купаясь в стихии человеческих страстей и наслаждаясь красотой творения.

АРТИСТ (Гамлет, ENFJ)

Воспринимает мир очень эмоционально. Нервен, импульсивен. Мастер экспрессии. Наделен артистическими способностями, испытывает потребность "играть" и в жизни. Превосходный оратор, события описывает драматично, с эмоциональным накалом. Чувствует настроение окружающих.

Имеет превосходно развитое чувство времени. Живет напряженной, динамичной жизнью, предпочитая планировать ее по ходу дела. Хорошо видит неоднозначность развития событий, любит предсказывать их драматический исход.

Стремится реализоваться в работе, дорожит репутацией дельного сотрудника. Пространно рассуждает на темы целесообразности и выгодности, заостряет внимание на вопросах оплаты труда. Не чужд предприимчивости, которую направляет на улучшение своего финансового положения.

Не любит говорить о некрасивом. Болезненно реагирует на упреки в неряшливости, отсутствии вкуса. Тратит большие усилия на приведение своей внешности в эстетичный вид.

Симпатизирует людям, имеющим четкое системное мышление; любит выслушивать аргументированные, логически убедительные теории.

Убежден, что человек должен быть сильным, собранным, решительным. Таких людей уважает; сам также старается соответствовать идеалу "победителя".

Как ясно уже из имени этого соционического типа, больше всего ему подойдут непосредственно артистические профессии (актер театра, кино, эстрады, певец, музыкант...). Немалого артистизма требуют и профессии политика, педагога, лектора. В этих областях Артист также получает самые высокие рекомендации.

Заметим, что все перечисленные профессии так или иначе означают работу с людьми. И это, конечно, не случайно. Артисту даны от природы весьма сильные способности психолога и непреодолимая тяга к занятиям с людьми, желательно — в массовом количестве. Сам интеллектуальный склад Артиста предрасполагает к постановке драматических вопросов (типа to be or not to be?) и политическому мышлению. Его стихия страсти масс, политические партии и движения, пропаганда и агитация и т.п. В этой связи придется отметить, что Гитлер и Геббельс были Артисты. Однако этот факт не должен кидать тень на сей достойный соционический тип; чтобы восстановить равновесие, скажем, что Артистом (истинным!) был Чарльз Чаплин; к этому же типу относится, например. Шекспир.

Литературная деятельность также очень привлекательна для Артиста; он обладает врожденными лингвистическими, а часто и поэтическими способностями. Тип "неистового журналиста", публициста "на злобу дня" это именно тип Артиста.

В чем Артист не силен, так это в эстетических сферах деятельности. Всюду, где требуются высокая точность и аккуратность, а тем более художественный результат, нервный и несобранный Артист работает с перенапряжением.

Вот почему этому типу противопоказаны любые хирургические специальности, включая терапевтическую стоматологию.

В то же время Артист может быть неплохим терапевтом. Правда, и здесь он больше "играет доктора", чем является им на самом деле.

Если Артист занимается спортом, физической подготовкой, то делает это с большим рвением. Мужчина-Артист предпочитает атлетизм, дзюдо и другие, силовые и нервные, виды спорта. Женщина, как правило, останавливает свой выбор на аэробике.

При всем при этом Артист не обладает по-настоящему сильной волей. Начальник он обычно "громкий", энергичный, случается — и деспотичный, но к строгой системе и железной воле его стиль руководства может лишь стремиться. Скорее, сам Артист не прочь подчиниться "сильной руке". Артист обожает "левую" работу (она в его сознании ассоциируется с предприимчивостью), но рекомендации Артист-коммерсант и Артист-бизнесмен получит весьма и весьма посредственные. Относительно предпочтительны функции менеджера, коммивояжера, пресс-секретаря, специалиста по общественным связям.

МЕХАНИК (Горький, ISTJ)

Реалист, мыслит конкретными категориями. Лучше, чем кто-либо другой, видит логические неувязки, которые остроумно вышучивает. Мастер упорядочения, систематизации. Умеет разобраться в устройстве любого предмета. Превосходно выполняет сложную, высокоточную работу. Любит иметь в своем распоряжении разнообразный инструментарий. Проявляет недовольство, если посторонние нарушают заведенный им порядок.

Может быть властным, умеет действовать решительно. Уверен в своей физической силе, всегда подтянут. Одевается весьма тщательно, как правило, в строгом стиле.

Стремится возможно более полно изучить жизнь в плане человеческих взаимоотношений, "экспериментирует" в этой области, расширяя свои возможности методом проб и ошибок. Устанавливает для себя определенные этические нормативы.

Испытывает затруднения в оценке способностей людей; не знает, чего от них можно ожидать. Поэтому относится к людям с определенной осторожностью. Болезненно воспринимает обсуждение его собственных способностей.

Хорошо чувствует себя в насыщенной эмоциональной атмосфере. При общении с человеком, демонстрирующим сильные, драматические эмоции, ощущает успокоение.

Убежден, что поступок хорош, если он своевременен. Работает очень систематично, считает важным четкое планирование и выполнение работы в срок.

Величайший талант Механика заключается в том, что он видит жизнь неодушевленных предметов. Механик — властелин мира вещей, которые для него являются живыми существами. Он умеет оживить их так, чтобы это увидели и другие люди. Классический пример — часы. Механизм со стучащим живым сердцем. Если изобретатель часов — не Механик, то автор этих строк ничего не стоит как психолог.

Одному Механику — артисту цирка за выдающийся талант была присуждена премия, которой удостаиваются в основном ученые, изредка художники и музыканты. Этот артист заставлял на сцене жить простые предметы, вроде трости.

Лучшего автослесаря или автоинженера, часового мастера, аниматора, наладчика оборудования, чем Механик, не сыскать. Поистине, у него умная голова и золотые руки. Но...

Природа блюдет равновесие, и в соционике находим чрезвычайно весомые подтверждения этому всеобщему принципу. В соционике есть даже закон, который, с долей юмора, можно сформулировать так: если у одного дуала что-либо прибавится, то у другого именно оно непременно убудет.

Этот закон наглядно объясняет, почему, например, Оператор — никудышный психолог. Да потому, что Психолог — это его дуал. Соответственно, из Психолога получился бы неважнецкий хирург.

Однако на этом наше отступление закончим, мы и так несколько забежали вперед. К закону вычитания дуала мы еще возвратимся. Теперь же вернемся к Механику,

То ли путем вычитания дуала — Артиста, то ли более прямым методом — анализа модели А (см. Аппендикс Б), нетрудно убедиться в том, что теория предсказывает абсолютную неприспособленность Механика к работе с людьми. И практика жизни всецело подтверждает выводы соционической теории.

Насколько одушевлены для Механика вещи, настолько же овеществлены для него люди. Причем, человек для Механика — механизм, в устройстве которого разобраться невозможно. Разве что на хирургическом столе. Но и там анатомировать можно лишь вещественную часть человека, но никак не душу.

Механик, наделенный властью над людьми, может быть страшен (Сталин, Хусейн). Получив власть, он может позволить себе действительно обращаться с людьми, как с винтиками. И позволяет. Стиль такого руководителя — авторитарно-тоталитарный в чистом виде.

Меньше масштабы власти — более человечен руководитель-Механик. В начальники Механик попадает довольно часто, в силу своих аналитических способностей и властности (правда, в данный период у нас в цене в основном второе). Механик — директор завода чертовски строг, требователен и педантичен, но до Хусейна ему еще далеко.

В качестве поля деятельности Механику можно рекомендовать все виды инженерно-технических профессий, бухучет и аудит (на многое в финансах и бизнесе Механик вряд ли способен), а также работу по систематизации и каталогизации, в том числе компьютеризованной: патентное, информационное, архивное, библиотечное дело (но ни в коем случае не отдел кадров!).

В медицине — хирургия, техноемкие участки, а особенно — протезирование (искусственное сердце, с которым можно жить десятилетия, создаст Механик!).

Противопоказаны Механику психология, психиатрия, педагогика, большинство медицинских профессий, вообще непосредственная работа с людьми.

Заметим, что российско-коммунистическая (Механико-Легионерская) система выпестовала легионы Механиков-кадровиков. Сидит этакий "маленький Сталин" на картотеке с личными делами и "работает с людьми". Эта порода вымирает и должна скоро исчезнуть.

Талантливый Механик всегда чувствует свое истинное призвание. Валерий Леонтьев отказался сыграть роль Иисуса Христа, потому что не чувствовал в себе морального права на это. Хотелось бы избавить Валерия от последних сомнений: он поступил правильно.

А вот его шоу ПОЛНОЛУНИЕ, наполненное целым сонмом оживших цветовых и механических образов, может служить чудесной демонстрацией того, на что способен нашедший себя Механик.

Лучшие представители данного соционического типа — это те, кто, сознавая свою слабость в понимании любви и души человеческой, тем не менее пытаются постичь их — именно с позиций любви и души, а не с позиций структурной механики, в которой Механик как раз силен. Тем самым Механик преодолевает великий соблазн и живет в состоянии боли, но это та боль за мир, которая угодна Христу.

Таким Механиком был Василий Шукшин.

МЕЧТАТЕЛЬ (Есенин, INFP)

Превосходно чувствует время и свободно с ним обращается. Видит противоречивость развития событий что заставляет его быть сомневающимся. Легко "путешествует" во времени, постоянно размышляет о прошлом, полном воспоминаний, и о неясном будущем. Обладает предчувствием, любит предсказывать.

Тревожен, впечатлителен, сентиментален. Эмоции проявляет в широком диапазоне: от спокойствия, граничащего с отрешенностью, до интенсивного эмоционального напора. Чутко улавливает перемены в настроении людей.

Старается проявить перед окружающими эстетизм, художественный вкус. Одевается, как правило, элегантно, в романтическом стиле. Многословно восхищается красотой, украшает свой быт произведениями природы или искусства.

Испытывает неуверенность в вопросах деловой целесообразности. Неадекватно оценивает полезность вещи, а также ее стоимость. Тяготится деятельностью в сфере финансов, экономики, технологии. Склонен к "богемному" образу жизни.

Симпатизирует людям волевым, решительным. Будучи сам человеком мягкой натуры, благосклонно воспринимает строгий стиль обращения. Охотно выслушивает советы о необходимости концентрировать усилия.

Критерием оценки явлений считает логическую убедительность. Люди, отличающиеся четкостью умозаключений, мобилизуют его, стимулируют его к деятельности.

Мечтатель очень мало приспособлен к конкретике жизни, не говоря уже о жизни экономической. Это -самый "экономически слабый" тип, которому не находится места ни в сфере материального производства, ни в большинстве остальных отраслей общественного хозяйства.

Правда, в стране Советов зародился принцип, который жив и поныне: не умеешь сам — научи другого. Именно поэтому, к примеру, долгие годы Мечтатель у нас был не кем иным, как... премьер-министром (незабвенный Рыжков). Всем была очевидна его несостоятельность, блестящие умы изощрялись в сарказме ("плачущий премьер" очень метко!), но царственный Мечтатель наломал немало дров, прежде чем удалился от дел.

Теперь, после достаточной доли критики, вспомним, что плохих соционических типов нет; премудрость состоит лишь в том, чтобы обеспечить человеку род занятий, соответствующий его призванию.

В чем же талант Мечтателя?

Это тонко чувствующие люди, склонные к поэзии, литературе, музыке, искусствам, историческому осмыслению общественных процессов. Стиль мышления Мечтателя можно охарактеризовать как абстрактно-историко-эмоциональный. Он умеет не высчитать, а именно почувствовать тенденции развития общества. Причем, сфера приложения этих способностей Мечтателя — глобальные, макроскопические события, как-то: судьба отечества и т.п.

Есенин проникся такой болью за судьбы русской поэзии, что это привело его к суициду.

Между прочим, склонность к самоубийству характерна в целом для 2-й квадры; пальма первенства здесь принадлежит Механику, далее, в порядке убывания риска суицида, типы располагаются в такой последовательности: Мечтатель, Артист, Легионер.

Когда не стало Есенина, Маяковский (Легионер) написал — в своем духе — стихи насчет того, что умереть, мол, несложно, "сделать жизнь значительно трудней!" Через год наложил на себя руки сам Маяковский.

Но вернемся к профессиям для Мечтателя. Помимо сфер литературных, политических и артистических (между прочим, две последние хорошо сочетаются друг с другом). Мечтателю, в общем, податься некуда.

В работе с людьми он не на высоте. Психолог из него посредственный, то же самое можно сказать и о Мечтателе-враче. Все же в терапии он принесет меньше вреда, чем в хирургических специальностях. Мечтатель-педагог бьет в основном на эмоции и требует от детей немыслимой дисциплины и четкости изложения при собственной расхлябанности и удручающей туманности объяснения.

В бизнесе для Мечтателя имеются определенные ниши: он может, например, неплохо справляться с обязанностями пресс-секретаря или советника по образовательным программам. Но ни в коем случае не финансиста, бухгалтера, коммерческого агента (тем более директора), брокера или технолога!

Кстати, и сами Мечтатели, чувствуя непосильность для них этих профессий, "подают в отставку", даже имея за плечами высшее экономическое образование, полученное в страшных мучениях на заре туманной юности.

Мечтателя часто привлекают математика и технические науки. Но если математик из него никудышный, то инженер — просто опасный.

Однако вспомним: Сергей Есенин — гений русской поэзии, Александр Малинин — замечательный музыкант...

Вот вам и соционика.

ЛЕГИОНЕР (Жуков, ESTP)

Неординарно понимает вопросы волевых проявлений. Любит "мериться силой", соревноваться и побеждать. Способен оказывать мощный силовой прессинг, Учитывает ситуацию, может ослабить нажим, применить обходной маневр, если это целесообразно.

В высказываниях и поступках предельно четок и логичен. Способен к длительному выполнению логической работы (математика, шахматы, конструирование и т.д.), причем может заниматься несколькими делами одновременно. Убежденный коллективист. Умеет организовать людей, расставить их по позициям, потребовать результативной работы. Последовательный, твердый руководитель, подчиняющий все действия достижению поставленной цели.

Предпочитает "не выставляться". Одевается, как правило, со вкусом. Часто говорит располагающим, вкрадчивым тоном, демонстрирует заинтересованность в проблемах собеседника, пытается выяснить его способности. В следующее мгновение может вдруг стать жестким и несговорчивым.

По отношению к людям бывает безжалостен. Вопросы этики старается обходить молчанием. Не любит заострять внимание на взаимоотношениях людей.

Испытывает удовольствие от общения с собеседником, который тонко ощущает требования времени и помогает разобраться в неоднозначностях ситуации.

Уверен в том, что эмоции украшают общение. Проявляет живые, но недостаточно гибкие эмоции. Люди же, владеющие ими в совершенстве, вливают в него заряд новой энергии.

Легионер — убежденный коллективист. Он ощущает себя солдатом в строю, в легионе его сила, и других он желает подчинить духу полка.

Вот образчик философии Легионера: "Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один — не воин. Каждый дюжий ему господин. И даже слабые, если двое". Маяковского трудно не узнать.

Каждый Легионер мечтает стать Македонским: полками интереснее управлять. Дай Легионеру волю, и он переставит всех людей в переполненном троллейбусе, хватая каждого за шиворот, указывая определенное ему место и сопровождая свои действия хорошо поставленными голосовыми командами.

В жизни, разумеется, такую картину можно наблюдать достаточно редко, потому что столь почитаемый Легионером общественный дух требует от него соблюдения приличий, хотя бы на уровне этикета.

В определенных местностях, например в Москве, где доминирует Легионерский тип культуры, быть злобным и грубым считается нормой поведения.

Однако "давать волю" Легионеру приходится - ввиду его неординарных полководческо-организаторских способностей.

Говорят (по-видимому, с большим преувеличением), что маршал Жуков (Легионер) выиграл войну, и действительно, то, что в той ситуации потребовался Легионер, — неудивительно. Общеизвестен жуковский талант стратега и тактика, равно как жестокость и бесчеловечность по отношению к солдатам и офицерам.

Кстати, наверняка утрируют и те, кто утверждает, что Сталин только мешал Жукову побеждать. Конечно, Сталин сделал немало, чтобы ухудшить боеспособность армии и затруднить оборону (мы говорим сейчас только о войне), но в его отношениях с Жуковым наверняка был и конструктивный элемент — во-первых, потому, что и Механик объективно хороший полководец, а во-вторых, Сталин с Жуковым состоят в зеркальных интертипных отношениях, которые характеризуются именно конструктивно-критическим настроем. В конце концов, партнеры по зеркальным отношениям - "одного поля ягоды", слишком уж близки и похожи друг на друга эти квадралы.

Легионером был также Ленин, сумевший переставить все в огромной стране по своему усмотрению. Вот уж действительно великий организаторский талант!

Артист Ульянов так здорово играет Ленина по той простой причине, что сам он тоже Легионер. Другой известный артист-Легионер — всеобщий российский любимец Владимир Высоцкий. Патрисия Каас — тоже Легионер, встречаются они и в такой вот изящной "упаковке".

Теперь возвратимся к Легионеру.

Его тактика и стратегия могут найти выражение в политической эквилибристике, чем славится украинский экс-президент Леонид Кравчук, принципиальный центрист, продемонстрировавший умение учесть различные веяния и течения и поступить всякий раз так, чтобы по возможности удовлетворить их все. Мы находим, что это качество ценно для президента. Однако до определенной степени и не во всех ситуациях.

А вот когда Легионер становится начальником производства, это хорошо, пожалуй, без всяких оговорок.

Вообще, босс-Легионер принадлежит к тем боссам, у которых максимум деловой целесообразности сочетается с минимумом человечности. Требователен до неумолимости, авторитарен до жестокости. Но производство — на высоте.

В бизнесе Легионер выглядит достаточно серо.

Вы уже поняли, конечно, что такое Легионер-психолог. Или во что превращается школьный класс под скипетром Легионера-учителя. Не думаю, что вы захотите пойти на прием к Легионеру-терапевту. А вот на стол к Легионеру-хирургу (если только наркоз общий) можно ложиться с уверенностью: этот свое дело сделает.

У Легионера есть такая черта: он старается "разговорить" собеседника. Может по такому случаю даже изобразить мягкость, а нужно это для того, чтобы прозондировать способности человека и решить, "на каком месте" его можно использовать. Посему, как это ни диковинно, психология привлекает Легионера. Психология, берегись!

Да, Легионеру лучше бы почитать Евангелие. Но ему не до этого — вот он вдавливает вас в забитый вагон метро, громогласно увещевая: "Не в церковь заходите!"

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (Джек, ENTJ)

Превосходно разбирается в вопросах деловой активности. Видит выгодность или невыгодность, перспективность или бесперспективность тех или иных предприятий. Предлагает неординарные пути увеличения эффективности, может пойти на деловой риск.

Чрезвычайно деятелен, динамичен, импульсивен. Остро ощущает напор времени, считает недопустимым отставание в делах. Не любит, если кто-либо нарушает его планы или отрывает от работы.

В общении с людьми проявляет эмоции, старается оживлять атмосферу беседы. Вспыльчив, но отходчив. Оптимист, романтик.

Испытывает неуверенность по поводу собственного эстетизма, однако не стесняется "преподносить" себя таким, как есть. Не способен искоренить некоторую небрежность в одежде, как правило, оставляет впечатление "растрепанности". Проявляет недовольство, когда на его внешность обращают пристальное внимание.

Доверчив в построении отношений. Хочет от партнера доброжелательности, верности, однако не знает, как этого добиться. С удовольствием выслушивает точку зрения собеседника, которому подвластны переплетения человеческих взаимоотношений.

Считает, что человек должен быть волевым и напористым. Стремится сам соответствовать этим критериям. "Крепкие" люди как бы передают ему часть своей силы, побуждая к еще более интенсивной деятельности. Кто получает всяческие и практически безоговорочные рекомендации к занятию бизнесом, так это Предприниматель.

Именно он (если не Плановик) придумал формулу "время — деньги". Или, как у Джека Лондона: "время не ждет". Способность просчитывать коммерческие проекты во времени ставит Предпринимателя вне конкуренции в предпринимательстве.

Ближайшие соперники — Оператор и Плановик — все же должны быть признаны несколько менее приспособленными к бизнесу как таковому, хотя Оператор превосходит Предпринимателя в производительных сферах, требующих непосредственного вложения труда, а Плановик, быть может, — лучший из банкиров, который скрупулезно превращает время в деньги, в то время как Предприниматель — комбинирует средства во времени (разница тонкая, но существенная). Четвертый из прагматиков — Дизайнер является действительно четвертым.

В общем, в торговле, коммерции, маркетинге, финансах, планировании, словом, — повсюду в бизнесе Предпринимателю должна быть открыта зеленая улица.

Имея хорошие задатки к юриспруденции (любимый раздел — контрактное право). Предприниматель, как правило, чтит закон, во всяком случае, его букву. Мы рады были бы сказать, что в нашем государстве наступило время Предпринимателей, да только это не так. К сожалению, сейчас процветает не столько тот, кто имеет бизнес-интеллект, сколько обладатель загребущей руки, умеющий превращать в дело слова "хочу", "дай", "мое". Надежда лишь на то, что этот период скоро исчерпает себя.

Весьма существенным фактором (в том числе и коммерческого результата). Предприниматель считает межличностные отношения. Однако, эта материя уже не находится в его власти, в чем Предприниматель отдает себе отчет достаточно ясно. Данной функцией, по закону вычитания дуала, обладает Блюститель — диадный партнер Предпринимателя.

Как психолог Предприниматель откровенно слаб. В своем воображении он наделяет людей качествами (реже — хорошими, чаще — плохими), которыми те на самом деле не обладают. Диада Предприниматель - Блюститель не ориентирована на психологию. Это диада фантазеров, обожающих занудные выяснения сути того или иного человека, но не способных к ней приблизиться.

Ушедшие в психологию Предприниматели обрекают себя на достойную сожаления роль ученого-энциклопедиста, который всю жизнь изучает информацию, произведенную другими. Попытки самостоятельного продвижения всегда оказываются неадекватными и приводят к неудобным ситуациям.

Нечто неопределенное представляет собой Предприниматель-врач. Стиль Предпринимателя-педагога преисполнен неумеренного родительского апломба и резонерства. Ученый, инженер может получиться из Предпринимателя неплохой, но и не блестящий.

В спорте Предприниматель, как правило, делает успехи в видах "на выносливость": стайерский бег, плавание, велосипед.

Предприниматель в кресле директора (если речь идет о коммерческой фирме) — один из самых желательных вариантов. Такой руководитель весьма демократичен, он принимает во внимание любые дельные замечания сотрудников. Последним можно посоветовать лишь приноровиться к импульсивности, а возможно — и вспыльчивости босса. Предприниматель незлопамятен, вспышка гнева быстро сменится настроем к позитивному сотрудничеству. Не следует идти на поводу у эмоциональности шефа, лучше противопоставить ей собственную взвешенную позицию.

Не всякий человек может выжить, приняв бешеный темпоритм, в который стремится его втянуть Предприниматель.

БЛЮСТИТЕЛЬ (Драйзер, ISFJ)

Обладает способностью объективно разобраться в отношениях между людьми. Считает важным выяснить, как относятся к нему: лучше проявленное плохое отношение, чем неизвестность.

Во всем полагается на себя, твердо определяет собственную линию поведения. Недоверчив, постоянно собран, готов к действию. Вполне миролюбив, но на противника может оказывать мощное силовое давление. Любит распоряжаться, обнаруживая вкус к власти, однако его команды обесцениваются логической невыверенностью.

Следит за своей внешностью, одевается аккуратно, довольно часто — ярко и эффектно.

Стремится выглядеть рассудительным. Тяготеет к объективному знанию, к точным наукам и технике. Дорожит репутацией эрудита. В спорах нередко прибегает к ссылкам на источники. Из-за того, что плохо ориентируется в глубинных индивидуальных различиях людей, активно проводит "уравнительную" мораль, считая, однако, себя "равнее". Любит обозначить человека, навесив на него ярлык, прозвище — всегда поверхностное и неточное. Тем не менее, претендует на роль психолога. Когда люди обнаруживают "неожиданные" черты; бывает разочарован, убежден, что его подвели. Проявляет недовольство, если обсуждаются его собственные способности.

Любит получать материальную поддержку, подарки, вознаграждения. Делает символические подношения близким как знак хорошего отношения. Питает симпатию к людям дела, способным обеспечить его средствами. Нуждается в советах по вопросам экономической целесообразности.

Очень привлекательной для Блюстителя выглядит социология. В своем стремлении классифицировать людей на группы по формальным признакам именно в ней Блюститель находит радость души.

Другое дело, что группы эти искусственные, признаки, по которым человека можно отнести к той или иной группе, банальны. Но все равно искомое достигнуто: человеки разложены по полкам, и к каждой привешен ярлык с указанием сорта и цены "товара".

Это Блюститель придумал и абсолютизировал "субкультуры" — слишком сложно ему согласиться с существованием бесконечного разнообразия человеческих индивидуальностей.

Блюститель возводит в догму и возрастное ранжирование. Всякой человеческой особи, которая явно моложе, Блюститель стремится говорить "ты". Это, по сути, еще одно проявление "ярлычества": "ты" в устах Блюстителя означает, что вам присвоен ранг "младшего". Из этого следует ряд принципиальных требований: младший — а) хуже старшего, б) уступает старшему сидячее место, в) не знает жизни, а посему обязан выслушать поучения умудренного Блюстителя, и т.д. Кстати, этикеточное "тыканье" характерно и для другого соционического типа — Механика, у которого также "в загоне" различение человеческих индивидуальностей.

Далее, социология предполагает активную деятельность среди людей: перемещения, включающие прокладывание пути в толпе, телодвижения, распоряжения, нравоучения — все то, что нравится Блюстителю и в чем он себя находит.

Еще одна приятность социологии: после такой деятельности Блюститель может всем говорить: "Я изучал нравы людей (тайники человеческой души, подлую человеческую природу и т.п.)", тем самым реализуя свое тяготение к роли людоведа и душелюба.

Наконец, занимаясь статистической обработкой результатов, заглядывая в таблицы и справочники, Блюститель ощущает себя умным математиком.

Чаще все же Блюстителя — социолога-любителя можно встретить в обличье трамвайного контролера.

Психологию Блюстителя, реализующего свою "социологическую" стезю, хорошо проследить по автобиографической книге нью-йоркского Блюстителя-таксиста Владимира Лобаса "Желтые короли".

Имеются сферы (а именно — блюстительство, в прямом смысле слова), где различение человеков и вовсе нежелательно, там отсутствие этой способности превращается в козырь. Тем эффективнее оказывается "действование" с людьми.

Блюститель, к примеру, — идеальный охранник. Сталинского типа. (Иными словами — цербер.) Или милиционер. Совкового типа. (Слава Богу, что не все милиционеры — Блюстители.) Или, наоборот (а почему, собственно, наоборот?), мафиози.

"Мафиозность" Блюстителя имеет очень широкий контекст. Она ярко проявляется, например, в отношении к детям: для своего собственного ребенка Блюститель поистине преданный родитель, "чужого" же может двинуть так, что увечье останется памятным на всю жизнь.

Впрочем, действительно хорошо иметь Блюстителя своим другом: он верен вам и никогда не предаст. Но учтите, что и от вас потребуется полная преданность. Здесь, как в любви: чтобы быть любимым, нужно напрягать все душевные силы и ежеминутно оказываться достойным такого отношения.

Проявления Блюстительства типичны и легко узнаваемы: физическая грубость, морализаторство (в том числе на тему уступания мест в транспорте), взгляд исподлобья, недоброжелательность и замкнутость, обособленность, принцип "моя хата с краю". В то же время — ощутимая этическая теплота, избегание конфликтов, относительная ухоженность и чистота.

Подчеркнем еще раз: конкретная личность - Блюститель может оказаться изящной девушкой, которая воспитана в традициях человечности и красоты. Макросоционическая же матрица впитывает черты хрестоматийного, акцентуированного Блюстителя. Городская культура — Блюститель означает, что практически каждый встречный горожанин "надвигается" на вас, как танк, не сворачивая со своего прямого пути, а чаще — нарочно вас "подрезая", надувшись при этом, напрягшись и нацелив на вас окаменевшие локти. Он набычился, угрюмо молчит, и попытки заговорить с ним равносильны заигрыванию с крокодилом.

Кто он — этот родной и знакомый прохожий? Не обязательно Блюститель. Это может быть любой из шестнадцати соционических типов. Даже Мечтатель или Психолог. Мужчина или женщина, старик или ребенок. Ибо они погружены в Блюстительскую среду. Жить в море и быть при этом пресноводной рыбой невозможно.

О Блюстителе в качестве бизнесмена можно сделать вывод из вышесказанного. Тем, кто работает под началом Блюстителя, мы не позавидуем.

Блюститель в школе — это носитель классической совковой педагогики.

К Блюстителю-врачу желательно не попадать, хотя бывают исключения.

ПЛАНОВИК (Бальзак, INTP)

Великолепно ощущает динамику происходящего, умеет выделить главенствующие тенденции и на этой основе предвосхитить развитие событий. Всегда имеет собственное мнение по поводу своевременности тех или иных действий. Оценки носят, как правило, скептический характер ("мрачный" юмор).

Прагматик, педант. В своей деятельности руководствуется принципами рациональности и целесообразности поступков, направляя их на извлечение разумной выгоды. Умеет скрупулезно, в деталях проанализировать проблему. В выполнении логической работы (программирование, финансовый учет и т.п.) способен к длительному напряжению сил.

Тяготеет к сфере эстетики, интересуется вопросами культуры, искусства. Одевается обычно элегантно, со вкусом.

Старается держаться спокойно и корректно, производит впечатление интеллигентного, утонченного собеседника. Редко смеется — для него более характерна печальная улыбка. Тем не менее, лицо его обладает живой мимикой. В критической ситуации может раздражаться, проявлять неадекватные эмоции.

Питает симпатию к волевым, уверенным в себе людям. Их неудержимый порыв и силовой напор действуют на него успокаивающе. С удовольствием воспринимает советы, касающиеся активизации его собственных волевых качеств.

Уверен в том, что в мире должна царить любовь. Партнер, умеющий поладить с людьми, красиво проявить чувства, наполняет его вдохновением и жаждой новых свершений.

Дух этого человека можно охарактеризовать словами "унылый задор". Общий для 4-й квадры энергический, "боевой" настрой приобретает у Плановика форму кислого, въедливого, скрупулезного и почти всегда иронического оценивания предпринятых усилий.

Эмоциональность Плановика заслуживает отдельного разговора. Весь мир пытается разгадать "тайну" улыбки Джоконды.

"Большинство историков искусства, по мнению еженедельника "Newsweek", считает, что Леонардо да Винчи изобразил Мону Лизу, которая готова заплакать, потому что ее били".

"Как считает стоматолог и одновременно эксперт по живописи Джозеф Борковски, эта женщина, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов".

Как вам нравятся такие описания характерной улыбки Плановика? И всего-то Мона Лиза — Плановик, с нормальной улыбкой, присущей Плановику. Как жаль, что все эти эксперты не просвещены соционически.

Плановик расплескивает эмоциональную энергию болезненно и неадекватно, но при этом, в отличие от Дизайнера, у которого похожие проблемы, демонстрирует их постоянно.

И все же сильной стороной этого человека является обратное качество — трезвый рационализм. Именно благодаря ему Плановик и становится превосходным плановиком, бухгалтером, финансистом, банкиром, коммерсантом, бизнесменом.

В последнее время Плановики у нас ударились в рекламу. Их излюбленное "научное обеспечение" рекламного дела нейролингвистическое программирование. И по многим каналам телевидения с неотвратимой рекламной периодичностью звучат их унылые голоса и возникают их удрученные джокондоподобные улыбки.

Традиционно притягательна для Плановика стихия любви. Так, певец любви Оноре де Бальзак был Плановиком. И ничего, что его любовные опусы скорее напоминают годовую финансовую отчетность, случайно забрызганную слезами.

Как мы уже упомянули, Плановик неравнодушен к психологии. К сожалению, при всех его аналитических, прогностических и прочих замечательных способностях, как психолог Плановик заслуживает низкого балла.

Сентиментальный и утонченный, Плановик часто находит себя в семейной педагогике. Податься же в педагогику школьную означает для него обречь себя на жестокие неврозы. Эмоциональность Плановика несовместима с эмоциональностью школьной жизни.

Если медицине нужна не столько человечность, сколько умение диагностировать и планировать лечение (а такие специальности, пожалуй, найдутся - например, фтизиатрия), то шансы Плановика хороши. Однако, врачей этого типа немного.

Плановик — прекрасный руководитель, властью не злоупотребляющий, умело направляющий дело к успеху.

И если в роли эстрадного артиста, супермена-каратиста или рекламиста Плановик выглядит карикатурно, то он истинно красив в работе банкира, руководителя коммерческой структуры или оператора предварительных железнодорожных касс, восхитительно легко конструирующего для вас изумительно оптимальную схему передвижения во времени и пространстве.

МАССОВИК (Наполеон, ESFP)

Чрезвычайно творчески, в соответствии со своими самобытными убеждениями, подходит к вопросам волевых проявлений, желаний и целей. Обладает независимым пониманием того, что следует и чего не следует делать. Уверен в себе, умеет "заполнить собой" пространство, подчинить людей своему влиянию, стремится управлять их поведением. Способен оказывать мощное силовое давление, диктовать свою волю; так же легко может "освободить" партнера.

Действует этическими методами, умело строит отношения с людьми — как положительные, так и негативные. Понимает, что такое любовь. Не стесняется в проявлении чувств, а также в высказываниях на темы воспитанности, вежливости, нравственности. Одевается смело, оригинально, со вкусом. Любит находиться в центре внимания. Развивает бурную, обширную деятельность, стремится к лидерству, вмешивается во все события. Его стихия — коммуникации в массе людей.

Старается расположить к себе, демонстрируя заинтересованность в проблемах собеседника, чуткость и сопереживание. Легко говорит комплименты, как, впрочем, и нелицеприятные замечания. Считает важным выяснить способности человека, однако не может в них разобраться достаточно глубоко, часто ошибается в людях.

Проявляет алогичность в высказываниях и поступках, при этом вряд ли признает свою неправоту. Затрудняется в анализе сложных структур. С техникой и вообще с предметами обращается смело, но неуместное применение силы и резкости часто приводит к их разрушению. Трудно дается понимание точных наук.

Внимательно выслушивает рассуждения о развитии событий во времени, о возможности различных подходов. Подобные советы помогают разумнее распределить усилия.

Оценивая любое явление, во главу угла ставит его способность принести пользу. Считает: хорошо то, что выгодно, ценит экономность. Сам также хотел бы быть рачительным, но в то же время щедрым, что не всегда удается совместить. Массовик — один из наиболее "сильных" типов, практически не поддающийся управлению. Сам он любит стяжать власть, распоряжаться людьми и в руководители попадает довольно часто.

Большего волюнтариста и самодура, чем начальствующий Массовик, пожалуй, и не сыскать. На его фирме постоянно свирепствует "буря в стакане воды", текучесть кадров поражает воображение. Если кто-то "зацепится" рядом с ним, объяснение этому следует искать не в деловых и не в человеческих достоинствах сотрудника, а в его приспособленности к шефу, вплоть до мазохистических наклонностей.

Взвешенность и последовательность присущи стилю босса-Массовика в последнюю очередь. Однако, в наше непростое время эти качества, по-видимому, не являются главными, ибо фирмы Массовиков, как правило, довольно прочно стоят на ногах, продолжая концентрировать материальные средства из окружающего хаоса. Может быть, это происходит по той парадоксальной причине, что внутри таких фирм хаоса еще больше.

При всем при том, директор-Массовик (который, впрочем, любит называться не иначе как президентом) находит определенное удовольствие в показной "заботе о людях" (подарки "с барского плеча" на юбилей фирмы и т.п.), отпускает определенные суммы на благотворительные цели, чем не преминет похвастаться при всяком удобном случае.

Кстати, практика публичных "отчетов о милосердии" стала традицией у многих наших бизнесменов, не только у Массовиков. Видимо, им тяжело согласиться с простой истиной: "Когда творишь милостыню, не труби перед собою...".

Все же, в области руководительства Массовик по крайней мере реализует себя, а точнее — свою потребность манипулировать людьми. Иначе нам пришлось бы рекомендовать ему лишь профессию ревизора в троллейбусе. (В паре с Блюстителем достигается истинный идеал: не уйдет ни один "заяц"!)

Правда, есть еще место, где можно показать себя: это — эстрада (Алла Пугачева, Маша Распутина, Вячеслав Добрынин).

Политическая арена для деятеля такого размаха, как Массовик, быстро оказывается слишком тесной (Михаил Горбачев).

Массовик-педагог чувствует себя хорошо в своей роли, чего никак не скажешь о его подопечных.

Массовик-врач — это явление, для характеристики которого мы отказываемся подыскивать слова.

Массовик-психолог — абсолютно не психолог.

Массовик — ученый или инженер — может такого напридумать и настроить...

Массовика-бухгалтера несколько выручает цепкость взгляда и памяти.

Однако, несмотря ни на что, мы не хотели бы создавать у читателя негативное впечатление об этом соционическом типе.

Среди Массовиков есть люди, обладающие исключительным этическим талантом. Та же Алла Борисовна в самом деле прекрасно поет о любви. С силой могут сочетаться благородство и великодушие. И, между прочим. Массовик-телохранитель — это вам не Мечтатель (К. Коснер) в одноименном фильме.

КОММУНИКАТОР (Гексли, ENFP)

Превосходно видит индивидуальные качества человека, его внутреннее состояние. Независим в своих оценках людей. Обладает способностью с ходу определить, "что за человек". Предпочитает деятельность, которая связана с возможностью широко контактировать с людьми.

Легко вступает в общение в незнакомцами. Доброжелателен, обнаруживает неподдельный интерес к человеку. Пользуется репутацией обаятельного и галантного собеседника. Быстро и точно отмечает качество отношений между людьми и соответственно перестраивает свое поведение. Отличается умением искусно "сглаживать" конфликтные моменты.

Стремится предстать перед окружающими настойчивым и решительным, пространно рассуждает об этих качествах. Готов оказывать физическое противодействие.

Испытывает неуверенность в анализе сложных конструкций. Не любит структурирования, склонен все "смешивать". Осторожен в обращении с техникой, составлении документов, нелегко дается работа в сфере точных наук. Болезненно воспринимает упреки в нелогичности.

Нуждается в атмосфере красоты. Благодарен людям, помогающим разнообразить эстетические ощущения. Старается быть элегантным в одежде.

Поступки оценивает с точки зрения их целесообразности. Готов подписаться под утверждением: хорошо все то, что дельно. Люди, умеющие соблюсти разумную выгоду, действуют на него активизирующе.

Коммуникатор — большой мастер общения с людьми. Он — психолог-практик от рождения, и никакое образование — ни техническое, ни экономическое не в силах убить в нем эту способность. Понятно, что расцвет Коммуникатора возможен в ситуации, когда его профессия связана именно с людьми, их характерами и отношениями.

В сфере бизнеса это, прежде всего, работа в качестве агента (коммерческого, страхового, а особенно — рекламного), коммивояжера, вербовщика...

Нередко Коммуникатор взбирается и на высшие ступеньки управления. Он любит это дело... Коммуникатора-начальника можно встретить очень часто, причем в любой отрасли. Он может быть даже (почему "даже" — объясним чуть ниже) президентом Академии наук. Причем, в любом директорском кресле — от врачебного до милицейского — Коммуникатор, не страдая, в общем-то, избыточной мягкостью, умудряется не терять человечности. Он прекрасно знает качества и способности своих сотрудников, практически с любым человеком может поладить, а если потребуется, то, к примеру, уверенно устранить неподходящего.

В нашу "новую" экономику Коммуникаторы буквально обрушились потоком. Каждый второй работник украинского частного сектора принадлежит к этому соционическому типу. А может быть, каждый третий. Хорошо ли это? Не очень.

Логика деловых операций не является сильной функцией у Коммуникатора. Она для него притягательна, но из этого еще не следует успешность профессиональной реализации в деловой сфере. И хотя людей этого типа предостаточно во всех нишах общественного хозяйства и они действительно превосходные коммуникаторы, одним этим качеством, увы, не всегда удается подменить все другие.

Закон вычитания дуала говорит о том же: в диаде Коммуникатор — Дизайнер коммерсантом и бизнесменом выступает Дизайнер, а Коммуникатор тут — лишь помощник.

Еще менее желательно Коммуникатору посвящать себя точным или инженерным наукам. К сожалению, и в этих профессиях мы видим немало Коммуникаторов, которые работают с перенапряжением и при этом практически ничего ценного не производят.

Теперь обсудим вещи, которые Коммуникатору подходят. Он — прекрасный педагог. Неплохой врач-терапевт (но не хирург). Лирический актер, литератор.

Конечно же, Коммуникатору есть смысл заниматься психологией. С упором на практическое ее использование (Д. Карнеги).

Но существует профессия, словно специально созданная для этого типа, — психиатр. Интересно заметить, что соционическому типу Психолог практическая психиатрия рекомендована в меньшей степени: он слишком хорошо "включается" в психический мир другого человека. (Поэтому для Психолога лучше, если он работает не с психотиками.) Коммуникатор же, в отличие от Психолога, умеет "отстраиваться" от партнера, легко меняя тактику отношений, а состояние его психики видит столь же превосходно.

Ну и, конечно, каждый Коммуникатор знает, что жизнь — это не только работа (вспомним таких Коммуникаторов, как Ги де Мопассан, Х. К. Андерсен...). Чрезвычайно значимы для него хлопоты, связанные с близкими людьми, друзьями, обширным и постоянно обновляющимся кругом знакомых. Более того, и в служебную деятельность Коммуникатор привносит существенную долю этической стихии.

ДИЗАЙНЕР (Габен, ISTP)

Непревзойдённый эстет. Всегда имеет собственное мнение о том, что красиво и что некрасиво, где гармония, а где — безвкусица. Красота, в его понимании, должна быть функциональной. Одевается оригинально, со вкусом, часто весьма эффектно. Большой ценитель комфорта, любит расположиться с максимальным удобством. В то же время тяготеет к риску, скорости, вообще к острым ощущениям. Упрям, своенравен, оказывает жесткое сопротивление внешнему давлению.

Не мыслит себя вне дела, вне труда. В своей деятельности естественно следует принципам прагматизма. Очень экономен, в то же время — для близких людей — щедр, любит дарить подарки.

Соблюдает временной распорядок, стремится иметь репутацию пунктуального человека. Может прямо сказать: "Извините, мне пора, меня ждут дела".

Затрудняется в проявлении эмоций. Редко смеется, чаще на лице — сдержанная улыбка. Речь четкая, иногда отрывистая, "металлическая", иногда — томная, преисполненная глубокого чувства. В минуту срыва демонстрирует жесткие, нелицеприятные отрицательные эмоции. Старается избегать таких моментов. Может производить впечатление человека холодного.

Испытывает потребность во встречах с интересными, одаренными собеседниками. Получает удовольствие, когда слышит глубокие оценки личностных качеств людей.

В целом правильно понимает взаимоотношения. Предпочитает находиться в атмосфере дружелюбия, доброжелательности. Стремится к красивым, настоящим человеческим чувствам. И, тем не менее, легко может ошибиться, "обжечься". Будучи лишенным любви, испытывает угнетенность: она источник его вдохновения.

Дизайнер — один из наиболее "полипрофессиональных" соционических типов. Превосходит его в этом, пожалуй, только Оператор.

Великолепен Дизайнер в художественно-эстетических профессиях: живопись, стилистика, оформление интерьеров и витрин, парфюмерия, моделирование одежды...

Технический дизайн — это тоже его стихия. Дизайнер создает вещи функционально удобные и, как правило, красивые.

Следует учесть, что неумеренная самобытность эстетических принципов порой выливается у Дизайнера в парадоксальные трансформации эстетизма: например, приятное отыскивается в грязном, жара ощущается в стужу и т.д.

Наблюдательность, цепкая память, аналитические способности приводят Дизайнера на вершины юриспруденции, сыска (комиссар Мегрэ -Дизайнер, как и Жорж Сименон) или же, например, искусствоведения.

При малоудовлетворительном владении эмоциями истинный эстетизм может превратить Дизайнера в большого артиста (Маргарита Терехова, Андрей Миронов, Фред Меркюри, Мерайя Кейри).

Страсть к риску и острым ощущениям полностью реализована у Дизайнера-гонщика (Найджел Мэнселл, многократный чемпион автогонок Формулы I). Подходят Дизайнеру и другие виды спорта, вплоть до хоккея и регби. Люди этого соционического типа стремятся в эпицентр физической опасности и бывают весьма тверды в соответствующих ситуациях. Иногда, впрочем, находясь во власти лукавого. Дизайнер использует свои "подавительские" способности против хорошего человека.

Дизайнер — лучший спортивный врач или врач скорой помощи, один из самых блестящих хирургов. Терапия ему доступна в меньшей степени.

Дизайнер также неважный психолог и никудышный педагог.

Что касается сферы экономики, коммерции, бизнеса — тут Дизайнер получает высокие рекомендации. Правда, есть более сильные экономисты (Оператор), предприниматели (Предприниматель), финансисты (Плановик), но и Дизайнер находит себя в любой из этих областей, а в качестве продавца, товароведа или ресторатора соперничать с ним может только Оператор.

К этому следует добавить, что Дизайнер довольно жесткий коммерсант и свое, как говорится, всегда возьмет.

Для роли босса этот соционический тип словно создан специально. Дизайнер "прочувствованно" пользуется своим руководящим положением и выглядит при этом очень респектабельно: суровый деловой мужчина, с которым бесполезно вступать в пререкания или пытаться придать делу иное направление, чем того хочет Дизайнер.

В то же время даже самый "крутой" босс-Дизайнер, в отличие от, скажем. Легионера, быстро отзывается на доброту, да и за всей его суровостью, в общем, кроется восприимчивое сердце.

ПСИХОЛОГ (Достоевский, INFJ)

Превосходно разбирается в людских взаимоотношениях, оценивает их тонко и объективно. Предпочитает общение на короткой психологической дистанции ("камерный" человек). Неутомимый созидатель добрых, теплых человеческих отношений, длительных привязанностей. Избегает впрямую проявлять неприязнь к кому бы то ни было. Последователен в своих этических принципах, которые близки к христианской морали.

Всех людей принимает такими, как они есть. Видит их индивидуальность, сильные и слабые стороны, задатки на будущее. Практически всегда "раскрыт" навстречу людям, "впускает" их к себе в душу, оттого очень незащищен. Предоставляет человеку максимальное психологическое пространство, что способствует наиболее полному и свободному проявлению личности собеседника. Умеет внимательно выслушать, в советах проявляет деликатность.

Стремится понимать первопричины, механизм явлений: почему все происходит так, а не иначе. Испытывает потребность в логическом упорядочении, структурировании окружения. Тяготеет к научному способу мышления.

Не приемлет насилия, остро ощущает чужую боль. В случаях, когда приходится оказывать волевое давление, выдвигать строгие требования, испытывает неуверенность: необходимо ли это делать, в такой ли форме и т.п. Поэтому почти всегда уступает, но и тогда не может избежать терзаний, ибо оказываются ущемленными он сам, или его близкие, или его дело.

Нуждается в конструктивных советах по вопросам деловой целесообразности. Испытывает благодарность к людям, которые помогают улучшить благосостояние.

В одежде предпочитает классический стиль и пастельные тона. Эстетике придает особое значение. Любое явление "поверяет" гармонией. Красота для него — источник вдохновения.

Психолога, до недавнего времени, в соционике принято было считать "слабым" типом. Однако, это неверно.

Если считать "слабостью" обычное для этого соционического типа сдерживание волевой экспансии, то вторая из "силовых" функций энергетика Психолога — превосходит таковую у всех других типов.

Это значит, что при желании Психолог мощным направленным воздействием может энергетически подавить агрессивные проявления любого человека. В обычных же ситуациях Психолог — само спокойствие, лишь его внутренняя энергетическая наполненность ощущается постоянно.

Мы знаем немало Психологов — образцов мужественности: это, в частности, супергерой каратэ Чак Норрис, "ковбой всех времен и народов" Клинт Иствуд.

Очень существенно при этом, что Психолог обладает обостренным чувством справедливости и силы свои направляет на защиту добра.

Мы должны отметить, что женщины-Психологи часто с большой легкостью и охотой проявляют нелюбовь (это Психолог тоже умеет, и его нелюбовь настолько тяжела, что ощущается даже физически). Тем временем мужчины-Психологи, как правило, истинно добры. Они несут в себе образ Иисуса Христа, ибо Иисус Христос (вернее, человеческая ипостась Его) принадлежал к соционическому типу Психолог. Вдумчивый анализ Писания однозначно убеждает в этом. Попытки "искать Христа в женском лике" есть не что иное, как неумные абстрактные реверансы веры по-мечтательски.

Но, конечно, не каждый мужчина-Психолог — Иисус. Среди них есть немало личностей, в которых христианская нравственность только дремлет.

Очевидно, что никто лучше, чем Психолог, не подходит для исследования человеческой души и любви. Это убедительно доказали Достоевский и Александр Грин.

Будучи, к тому же, по призванию ученым, Психолог - единственный, кто получает высший балл в профессиональных занятиях психологией. Наилучшим дополнением в этой сфере Психологу служит Игрок.

Артист (Гете, Чехов) и Коммуникатор по-своему неплохо разбираются в человеческой природе, но в психологии все же должны быть поставлены ступенью ниже.

Занятия другими науками Психологу тоже по силам, но не правы те из представителей этого типа, которые видят свое прямое призвание, к примеру, в математике.

Психолог прекрасно понимает искусство, музыку, умеет передать тончайшие чувства (Андрей Тарковский, Стинг, Нина Матвиенко).

Те из Психологов, которые фиксируются на теме насилия, обычно плохо кончают (Игорь Тальков).

Психолог — замечательный врач-терапевт и непревзойденный психотерапевт (мужчина, не женщина!). Хирургия же, как и вообще работа руками, ему подвластна мало.

Научившись использовать свои энергетические возможности (тут уж явное преимущество имеют женщины), Психолог, при его доброте и понимании детской психологии, а также настоящем дидактическом таланте, оказывается лучшим из педагогов. К сожалению, он остается уязвимым для самодурства школьного начальства. Завучу-Сибариту, например, ничего не стоит "сожрать" учителя-Психолога.

В производство и бизнес Психологу лучше не соваться. То тут, то там возникают директора-Психологи, но, честно говоря, автору долго пришлось бы объяснять, как они держатся при коммерческой наивности и неумении торговаться, столь органичных для Психолога.

В то же время Психолог — наилучший кадровик. Даже недипломированный Психолог, специализирующийся на проблемах, связанных с персоналом, имеет огромное преимущество перед докторами психологических наук — не Психологами.

Хорош Психолог и на других должностях, непосредственно связанных с людьми (общественные связи, работа с клиентами).

Босс-Психолог — это, в общем, добрый босс. Но тут есть и обратная сторона медали: если уж он решил "власть употребить", то выглядит это как неразумный и неуместный нажим.

Таким образом, можно еще поспорить по поводу мудрости изречения, что-де "властью нужно наделять тех, кто ею тяготится"...

ОПЕРАТОР (Штирлиц, ESTJ)

Превосходно разбирается в деловых вопросах. Уверен в своем понимании дела. Творчески интерпретирует любую информацию. Любит и умеет "спрямлять пути", выбирая наиболее экономный и эффективный способ действий. Дело, которое считает важным, доводит "до блеска". Скорее переделает работу наново, чем оставит в виде, который его не удовлетворяет. Любит порядок и чистоту, в то же время великолепно ориентируется в хаосе вещей.

Во всем проявляется как эстет: не только его работа, но и любое движение, взгляд, внешность от прически до обуви — всегда красивы. При этом не увлекается излишествами. Бесстрашен, уверен в своих физических данных, но силу использует не для агрессии, а чтобы защитить себя и тех, кто рядом.

К людям относится уважительно. Со всеми корректен и вежлив, с друзьями — приветлив и весел. Однако, может быть и строгим. Особенно требователен к себе и к своим близким.

Старается соблюдать выдержку и спокойствие, и все же наружу частенько прорываются эмоции.

Будучи полностью "погруженным" в настоящее, плохо чувствует течение времени. Стремится к пунктуальности, но выполнение планов дается с трудом. Не переносит, когда его "подхлестывают" или, наоборот, задерживают.

Не может влиять на отношения людей. Принимает практически любое к себе отношение, когда речь идет о деловых контактах. От близкого человека желает постоянного подтверждения настоящего, чистого, глубокого чувства,

Людей оценивает в целом правильно, но неумение различать тонкости часто приводит к драматическим ошибкам.

Идеальным считает мир, где царят любовь, доброта, разумное и красивое созидание.

Оператор среди соционических типов наиболее полипрофессионален. Правда, он плохой психолог (работает закон вычитания дуала). Соответственно, ему не стоит заниматься психотерапией, педагогикой и т.п.

В то же время. Оператор — хороший врач-терапевт и просто-таки наилучший хирург. Вершин в этой профессии может достичь и женщина-Оператор.

Оператору по плечу вся и всяческая технология (на память сразу приходят "супертехнологические" романы Артура Хейли из самых различных областей человеческой деятельности) — будь то производственный процесс, экономика и финансы, возделывание земли, хирургическая операция, художественное рукоделие, изобразительное искусство, "от кутюр" или кулинария (если правда, что лучшие кулинары — мужчины, то мы уточним: это — Операторы). Недоверчивость удивительным образом сочетается в Операторе с бережным отношением к людям, практичность и деловитость — с наивностью в понятиях о любви.

Оператор -лучший из начальников. Если бы его сплошь и рядом не вытесняли более властные типы, экономика наша выглядела бы гораздо привлекательнее.

Миролюбивость диады Психолог-Оператор не означает, тем не менее, ее внутренней податливости. Предоставляя любые возможности свободного развития всем типам социона, эта ласковая диада несет в себе несгибаемое начало.